Версия для печати

Театр и Библия



Разминка.

Игра на знакомство.
  Первый игрок называет своё имя, следующий игрок повторяет имена предыдущих игроков, плюс добавляет свое имя.

Игра на знакомство и развитие памяти.
  Первый игрок называет своё имя и какую-нибудь особенность, которая характеризует только его. Следующий игрок повторяет имена и особенности предыдущих игроков, плюс добавляет свое имя и особенность. Если участников мало, можно пройти два круга, при этом добавляя к имени игроков ещё по одной особенности. Например: Ваня, собирает компьютеры и любит Господа, Миша, мой любимый цвет - синий, мне нравится рыбачить.



Урок: Театр и Библия

  Совместимы ли христианство и театральные действия?

  Историческая справка:

  - 6-2 век до н.э. Первооткрывателем театрального искусства считается Древняя Греция: литература, философия, поэмы, театральное искусство, скульптура, шедевры архитектуры, библиотеки, спортивные состязания, письмо, чтение, счет... Истоки театральных зрелищ - культ Диониса.

  6 век до н.э. - Слово "театр", так же, как и слова "Оркестр", "скене" имеют греческое происхождение. Вспомните, откуда берут своё начало греческие представления? Учредил эти празднества в 6 веке до нашей эры тиран Писистрат. В месяце Посейдонии (конец декабря-начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса двигались толпой весёлые земледельцы. Они несли увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, вели жертвенного козла, убранного лентами. Торжественно совершались жертвоприношения на алтаре Диониса. Постепенно разгоралось веселье. Появлялись ряженные. Они изображали спутников Диониса селенов и сатиров, поэтому были одеты в козлиные шкуры, а лица их закрывали козлиные маски. Они хором славили Диониса. Запевала хора, то пел за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. Так первоначально праздновался культ Диониса.

  494 год до н.э. - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета".
  По инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета". Страшные сцены гибели прекрасного города, страдания жителей, оплакивающих своих близких, сцены насилия и порабощения потрясли зрителей, убедили их, что угроза нападения со стороны Персии вполне реальна.

  480 год до н.э. - Первое состязание авторов комедий.
  Впервые в театральные игры введены состязания авторов комедий. Позже время от времени государство пыталось ограничить свободу творчества комедийных поэтов, но афинский народ, особенно афинские земледельцы, отстаивали свой любимый театр. Яркие декорации, полосатые костюмы актеров, карикатурные маски, фантастические наряды хора - все это представляло полную противопложность торжественной и строгой комедии с ее пафосом, с трагическими коллизиями героев.

  420-400 года до н.э. - Появление сцены в театре.
  В течении всего классического периода актеры играли на орхестре, то есть там же, где помещался хор. Лишь в 420-400 годах в театре игра актеров отделяется от места игры хора. Возникает первая сцена.

  - 1 век до н.э. Развлечения римлян: театральные зрелища - Олимп, гладиаторские бои, гонения на христиан.

  - 192 год. Пятая волна гонений на христиан привела к тому, что христианам публично отрубали головы, кипятили в кипятке и кипящей смоле, выставляли на сражение с хищными животными. Всё это делалось, как театральное действие.

  - 2 век. Известный богослов Ориген (185 г. - 254) писал: "Театр - мерзкое зрелище".

  - 3 век. Различные императоры-христиане, под воздействием христиан, запрещали цирк, театр, и скачки.

  - 20 век. Поэт Виктор Сокальский: "Театр - чистилище мое, хоть в христианстве он и грешен и я бываю безутешен..."



  Такое негативное отношение к театру объясняется следующим:

1. К сожалению, до периода Возрождения театр практически всегда был аморальным и безбожным видом развлечения. Театр противодействовал христианству и ассоциировался с грехом.
  Процессы секуляризации культуры в 17 веке привели к появлению нового вида театра - к театру, как культурному искуству, (кроме этого произошел переход от одноголосия к многоголосию в музыке (новые распевы, партесное пение), новый стиль в иконописании, парсуны, барочные элементы в архитектуре).
  Этот аргумент теряет силу, если театральное действие не аморально, но напротив, духовно, а современное общество рассматривает театральное искусство, как культурный и моральный вид времяпрепровождения.

2. Отцы церкви рассматривали театр, как способ развлечения, что уже противоречило Писанию (1 Кор. 7:32).
  Этот аргумент теряет силу, если театр становится способом служения.



  Как же нам относиться к чистой, духовной, полезной драматургии?

  1. Пример драматургии в Библии:

  - чтение по ролям, игра слов - Исаия 40:7-17
  - подведение итога - Исаия 40:18-22
  - слова Автора - Исаия 40:25
  - вывод - Исаия 40:28-31


  2. Отличия восточного (Библейского) стиля преподавания:

  - больше символики (Исчезло с плодоносной земли веселье - Ис. 16:10);
  - больше образности (Люди ревут, как ревут реки - Ис. 17:12),
  - больше красок (Вечер и вот ужас - Ис.17:14).

  Примеры:

суть посланияобразный уроксноска
- вы отступили от Богаженитьба Осии на блудницекнига Осии
- Нафан: "ты согрешил, Давид""у одного человека было много скота..."2 Царств 12
- я пришёл спасти погибшееистория о блудном сынеЛуки 15
- смиритесь и принимайте слово Богапритча о сеятелеМатфея 13
- верьте в Меня, Я Сын БогаБуря на море, Иисус спалМатфея 8:23
- прощайте и вам проститсяпритча о царе простившему долгМатфея 18:21-35
- Павла ждут мучения"ибо того, чей это пояс ожидают мучения"Деяния 21:10
- Господь есть Богтри года голода, насмешки на горе3 Царств 18:21

Обыграйте последний образный урок, чтобы закрепить его в памяти.


  3. Почему Бог избрал использовать такой метод коммуникации?

  Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит:

  · за счет вербальных средств (только слов) на 15%
  · за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%
  · за счет невербальных средств на 55%.

  Профессор Бёрдвисл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, и более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.


  4. Вывод: эффективность положительно влияющего театра настолько велика, что не использовать театр, имея его в своем вооружении, не просто грешно, но и абсурдно; особенно, если Сам Бог многократно использовал драматургию, как метод преподнесения духовных истин.



Домашнее задание.

  Описание задания: Найти 10 примеров драматического, образного преподавания в Библии:
     План: суть послания - образный урок (сноска).



Тест: Театр и Библия

  1. Какая страна, согласно историческим данным, считается первооткрывателем театрального искусства: Древняя Греция

  2. Основная причина почему христиане первых веков не применяли драматургию в служении, это
потому что, драматургия в то время была частью индустрии аморальных развлечений

  3. Какие два аргумента против театра приводят некоторые христиане?

а. Театр ассоциируется с мирским
б. Театр - это способ развлечений

  4. Чем отличается восточный (библейский) способ преподавания от европейского?
восточный стиль преподавания более образный и красочный

  5. Почему, как нам кажется, Бог избрал именно такой стиль донесения Своего послания?
потому что, большая часть информации передается в наш мозг невербальным путем

 

     * Правая колонка заполняется при проверке; правильные ответы написаны белым цветом.