Поучительные рассказы

Искусство обличения

Обличение - это выявление и вынесение на свет фактов (т.е. истинной информации) об ошибках, недостатках, грехах с целью их исправления и недопущения в будущем. Обличение, как правило, дело сложное и тонкое, потому что, с одной стороны, оно требует ясности и конкретности, а с другой стороны, определенной деликатности, чувства меры и такта с тем, чтобы не обидеть обличаемого и быть им правильно (адекватно) понятым. Кроме того, часто обличение связано с определенным риском испортить отношения, навредить себе, пострадать, особенно если обличаемая сторона сильнее, выше по служебной лестнице, могущественнее обличающего. Поэтому обличение является своего рода искусством, которое мы изрядно подзабыли, если обладали таковым вообще.

 

Существует довольно распространенное мнение о том, что обличение устарело и в настоящее время потеряло свою актуальность. Это мнение подкрепляется многочисленными фактами неудачных, неэффективных обличений, от которых больше вреда, чем пользы. Что ж, мы зачастую действительно не умеем ни обличать, ни принимать обличения, забывая, что целью обличения является любовь, то есть оздоровление, улучшение, а часто и облегчение бремени греха или ошибки.

 

Некоторые люди саму любовь понимают как нежелание и невозможность причинить другой стороне какую-либо боль или огорчение, оттого и обличения ими отвергаются. Другие люди считают обличения верным способом приобретения неприятностей, что называется, "себе дороже", и отказываются от обличений в надежде сохранить здоровые нервы, спокойную жизнь и неиспорченные отношения.

 

Но, как бы то ни было, и какие бы теории и доктрины о ненужности обличении ни придумывали люди, обличения являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей. У людей всегда есть какие-то требования, ожидания, претензии друг к другу, как справедливые, так и несправедливые. Также и Бог хочет исправления наших путей, нашего совершенствования и обличения в этом процессе играют незаменимую ничем роль.

 

Библия говорит нам, что если бы мы сами себя судили (то есть исправляли себя в соответствии с Божьей правдой), то не были бы судимы Богом. В любом случае, независимо от того кто обличает - сами ли мы себя обличаем, обличают ли нас другие люди или нас обличает непосредственно Сам Господь Бог, - обличения выявляют наши недостатки, требуют их осуждения и исправления. Ведь саморазвитие и совершенствование предполагает обнаружение и преодоление препятствий, которые и являются объектом (предметом) обличения.

 

Истинной любви, которая по словам апостола Павла "не радуется неправде, а сорадуется истине", всегда присуща определенная мера требовательности, направляющая нас к совершенствованию. Эта тре-бовательность является средством приведения нас в соответствие с Божьими нормами, выраженными Им в Его Законе. Если мы игнорируем эти требования, то нас неизбежно ожидает Божий Суд.

 

Обличения же предназначены для того, чтобы не дожидаясь Суда Божьего, мы сами выявили недостатки и исправили бы их. В случае исправления, но не иначе, Божий Суд отменяется.

 

Среди христиан широко распространенно заблуждение о том, что Божья благодать покрывает все наши грехи, независимо от того исправляем ли мы их или не исправляем….

 

Христос взял наши грехи на Себя вовсе не для того, чтобы мы продолжали грешить и не имели за это никакого наказания. Христос не потакает нашим грехам, но помогает нам от них избавится. Божья благодать и милость, явленная нам во Христе, дана людям для их исправления, а не для упразднения Божьего суда над беззаконниками.

 

Конечно, есть такие грехи от которых нелегко избавится, которые требуют длительного процесса освящения, борьбы с этими грехами. И Бог, видя нашу борьбу, дает нам помощь и силы для нее, потому что знает, как сильно человеческая природа искажена грехом. Человек срывается, падает и поднимается вновь благодаря вере и помощи Божьей. Но Бог ведет его к победе над грехом, а не к соглашению с ним.

 

Таких людей, как правило, обличать не нужно. Они сами хорошо знают свой грех, им нужна только помощь в их борьбе. Обличения нужны в том случае, когда человек не видит греха, который присутствует в его действиях, либо же, когда беззаконник, зная что грешит, упивается своей безнаказанностью. В этих случаях верующие обязаны, побуждаемые Святым Духом, обличать грехи, говорить о Божьей правде и о Его суде для тех, кто грешит. Это является задачей Святого Духа, посланного Христом верующим: «...пошлю Его (Святого Духа) к вам, и Он пришедши обличит мир о грехе, о правде, и о суде» (Иоанн 16,7-8).

 

Можно сравнить обличение с установлением и объявлением диагноза болезни в медицине. Как лечить болезнь, не зная ее диагноза? Что тогда лечить? Современная медицина широко использует различные способы диагностики и имеет целый отряд специалистов, занимающихся не лечением, но только лишь диагностированием. Так и в Теле Христовом, в церкви, есть служители, которые преимущественно задействованы Богом в обличении. Их задачей является выявление греха и вынесение его на свет (установление диагноза болезни и сооб-щение о нем) для того, чтобы устранить его (вылечить болезнь). Но это вовсе не значит, что обличение поручено только им и только они имеют на это право. Нет, обличать может каждый человек, видящий недостатки, грехи, и желающий их исправления.

 

В церкви существует непонимание значения и роли обличения, как для жизни отдельного верующего, так и для всей общины в целом. Также существует непонимание церковью своей обличающей роли (функции) в обществе. Часто верующие думают, что их задачей и долгом по отношению к миру является только лишь проповедь Евангелия и свидетельство о Божьей благости, любви и милости к грешнику. Такой подход является односторонним. Бог - есть Свет, Который не только показывает выход во тьме, но и освещает, выявляет все грехи, недостатки, проблемы. Тот, кто не понимает, что он находи-тся во тьме, не будет стремиться к Свету.

 

Апостол Павел говорит о том, что когда нет закона, обличающего грех, грех не вменяется в преступление (Рим. 5.13). Иными словами, человек может делать неправду, грех и даже не подозревать и не понимать того, что он делает неправильно. Показать существующий грех, выявить его - как раз и является задачей обличения.

 

Библия говорит о Церкви, о верующих, что они должны быть солью для этого мира. Это значит, что верующие должны говорить не только о милости Божьей, но и о Божьем Суде, ожидающем всякого грешника. А для того, чтобы люди знали и видели, в чем они согрешают, им нужно являть требования Божьи. Израильские пророки часто обличали свой народ и своих царей в неправде. Это делал и Иоанн Креститель, призывая людей к покаянию. Он обличал царя Ирода в преступлениях.

 

Иисус Христос упрекал города «в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись» (Матф.11,20) и предсказывал им Божий Суд. Он обличал лицемеров и законников, говоря им очень жесткие и даже страшные вещи, называя их окрашенными снаружи гробами, пророчествуя им горе и суд.

 

Невозможно представить себе ныне, чтобы церковь обращалась с подобными обличениями к власть имущим. Хотя, вряд ли с того времени люди стали лучше, скорее, даже хуже. Церковь, в своем большинстве, сейчас сама нуждается в обличении, в том, чтобы открылись ее глаза на многие ее беззакония, такие, например, как сребролюбие, угодничество власть имущим, подавление в своих рядах инакомыслия, преследование обличающих, карьеризм в среде церковных служителей и т.д.

 

Однако если в общине зажимается критика и обличения, то, как правило, такая община не будет обличать беззакония мира. И если верующий в общине не судит и не обличает свои собственные грехи, то он, как правило, не видит грехов и в общине.

 

Что нужно знать человеку, который собирается приступить к обличению [служителя церкви]? Прежде всего то, что судить нужно грех, а не человека, совершающего его. Обличаемый же должен знать, чувствовать, понимать, что тот, кто его обличает желает ему добра, он за него, а не против.

 

Бывает, что обличения не принимаются только потому, что обличаемый думает, что "под него копают", стремятся унизить, уязвить, обидеть лично его. Каждый человек согрешает, а значит и заслуживает обличения. Поэтому нужно понимать, что обличение является актом милости и любви, исправляющим человека и таким образом, предотвращающим его от наказания Божьего. Если вас не обличают, то, скорее всего, вас не любят по-настоящему или не умеют любить так, как должно.

 

Если, к примеру, человек нуждается в материальной помощи и ему ее оказывают, то он воспринимает это как проявление любви к себе. Но если человек нуждается в обличении и его обличают, почему же он часто воспринимает это не как проявление любви, а наоборот? Такое может произойти как по вине обличающего, не сумевшего найти правильный подход, так и по вине обличаемого, неадекватно воспринявшего обличение.

 

Дело в том, что при обличении задевается гордость человека, страдает его самолюбие и уязвленные амбиции. Люди не всегда чувствуют и видят грань, отделяющую достоинство от гордости, суть дела от незначительных обстоятельств. Обличать грех нужно не задевая достоинства человека, а наоборот, утверждая это достоинство в нем, не мешая доброму делу, а помогая.

 

Сложно обличать гордого, амбициозного человека. Учитывая возможное уязвление, желательно максимально уменьшить его. Писание советует нам обличать человека один на один (Матф. 18,15). И лишь в случае, когда обличение не принимается, брать свидетелей, а после этого, если присутствие и свидетельство нескольких человек не помогло, обличать уже в присутствии всего собрания (церкви).

 

Общественное мнение - очень сильное средство воздействия и его, как сильнодействующее лекарство, нужно применять лишь в крайнем случае.

 

При обличении существуют и свои табу (запреты). Обличающий не имеет права уязвлять свободную волю человека, навязывать ему свои требования и заставлять его (принуждать) к каким-либо действиям.

 

Библия однозначно осуждает господство человека над человеком. Обличающий должен высказать обличение, он может применить к обличаемому определенные меры воздействия и воспитания, но там, где переступается граница свободной воли человека, начинаются манипуляция, волшебство, гипнотическое воздействие, подавление человека страхом, насилие, запугивание. Так человека ломают, а не исправляют.

 

Даже если приходится иметь дело с безвольным человеком, которого нужно взять на поруки и некоторое время, что называется, "вести", "нести", то нужно помочь ему укрепить волю, чтобы он как можно скорее стал самостоятельным и мог бы позаботится о себе сам.

 

Отдельно нужно рассмотреть случай, когда человек стремится обличать других, но не видит своих собственных грехов. Это “болезнь духовного зрения”, когда человек все видит в черном, негативном свете и занимается очернительством. Причиной этому может быть незалеченная душевная травма, обида или непрощение, либо духовная близорукость, незрелость, непонимание сути и задач обличения или стремление выделится самому за счет унижения и очернения других. Это, конечно же, является обыкновенной гордыней или высокомерием.

 

Лучше всего обличения “срабатывают”, когда между людьми уже установлены отношения доверия и открытости, взаимопонимания и честности. Однако существует опасность, когда между близкими людьми может возникнуть взаимозависимость и боязнь нарушения уже установленного равновесия. При этом нужно помнить, что истина, высказанная с любовью, очистит ваши отношения, освободит их от каких-то негативных последствий и принесет вам еще большую крепость в отношениях и радость общения.

 

Не бывает крепче единства, чем единство в Истине, в Боге, во взаимоуважении и доверии, основанном на правде. Не может быть счастливого единства, если пренебрегаются права и интересы какой-либо стороны. Часто бывает, что отношения строятся на терпении одной из сторон (к примеру, жена терпит мужа, считая, что только своим терпением она может спасти семью). Но если терпящая сторона не сумела утвердить свое достоинство и свои права, то такие отношения основаны не на взаимной любви, а на корысти и одностороннем преимуществе и не являются истинными, справедливыми.

 

Конечно, верующая жена может спасти своего мужа своим терпением, но при этом она должна утверждать правильные взаимоотношения, а не мирится с неправильными. Терпение вовсе не означает пассивное принятие зла и неправды и соглашение с ними.

 

Терпение, к которому верующих призывает Библия, означает сдерживание физических и душевных средств борьбы и протеста за счет активизации духовных средств: молитвы, духовной стойкости, веры, мудрости, всепобеждающей любви. Обличения призваны к тому, чтобы вскрыть всякую неправду и несправедливость в отношениях, выявляя их как грех, который необходимо исправить.

 

Сложнее всего обличать, когда обличаемая сторона крепко держится заблуждения, в котором ее обличают. В этом случае имеют место духовные или душевные твердыни, которые предварительно нужно разрушать с помощью духовных средств (поста и молитвы). Такие заблуждения могут длительное время держать человека в своем плену. Прибегать к обличению без молитвы, разрушающей вражеские твердыни, в данном случае неэффективно.

 

Практически невозможно производить обличения в закрытых общинах (“духовных городах”), в которых существуют свои порядки, запрещающие какие бы то ни было формы обличения и критику руководства, где отсутствует свобода и искажены (извращены) взаимоотношения между людьми (имеется в виду круговая порука, тоталитарный контроль и диктат руководства, основанный на страхе и унижении личности).

 

Но и в этом случае верующие люди могут вести борьбу, поскольку Библия утверждает, что с Господом можно преодолеть любые преграды.

 

Важно отметить, что пренебрежение обличением, отказ от него, неприменение его, непонимание его роли как раз и приводит к образованию твердынь беззакония. Если болезнь не продиагностировать и не лечить, если ее запустить, это может привести к самым тяжелым последствиям, в том числе и со смертельным исходом. Поэтому нельзя игнорировать обличения. Это может слишком дорого стоить.

 

Конечно, это не означает, что всякое обличение нужно принимать, то есть, не всякому обличению можно доверять. Это означает, что ко всякому обличению нужно отнестись внимательно, испытать и проверить его. Прежде чем прибегнуть к обличению и обличающему и обличаемому нужно убедится в его истинности путем размышлений над ним, при помощи консультаций и молитв.

 

Обличения приравниваются к пророческому слову, над которым Библия рекомендует размышлять (I Коринф. 14,29).

 

Размышления необходимы для того, чтобы, во-первых, выявить мотивы (намерения) обличающего: движет ли им действительная любовь, либо какие-то иные факторы и силы.

 

Во-вторых, посредством размышления и соотнесения обличения с Божьими требованиями выясняется истинность самих обличении. Можно обличать и принимать обличения, когда очевидны их истинность и чистота мотивов. Обличающий должен позаботится и о форме обличения, то есть о том, как, каким способом, где и когда лучше всего применить обличение, чтобы оно было максимально воспринято обличаемым(и).

 

Сам обличающий должен проверить чистоту и истинность своих намерений - ищет ли он своей выгоды или же выполняет требования истины, утверждая при этом правду Бога.

Q.Ресурсы:
Сообщество Вконтакте
Q.Орфография:
  Если Вы заметили любого рода ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Мы рассматриваем каждый Ваш сигнал с благодарностью за Вашу помощь!
Разделы сайта:
  • » Видео
  • » Загадки
  • » Игры
  • » Идеи
  • » Илл-ции
  • » Комиксы
  • » Лагерь
  • » Новости
  • » Опросы
  • » Ответы
  • » Открытки
  • » Песни
  • » Послания
  • » Поделки
  • » Поэзия
  • » Психология
  • » Рассказы
  • » Свадьбы
  • » Статистика
  • » Страсти Хр.
  • » Сценки
  • » Тесты
  • » Фильмы
  • » Фразы
  • » Шутки
  Авторские права на размещенные материалы [если не оговорено иначе] принадлежат авторам; в случае заимствования материалов для дальнейшей публикации их в электронных или печатных изданиях обязательно наличие явной активной ссылки на сайт Uucyc.ru.    Все права сохранены.
   © 2000-2017, Uucyc.ruGT: [0.005]
Орфус