Во многих странах бывшего СССР пасхальные яйца являются атрибутом одного из самых важных христианских праздников Пасхи - дня воспоминания распятого на кресте Иисуса Христа. Откуда появилась такая связь крашенок (крашеных куриных яиц) с Пасхой? Есть ли в этой традиции христианский контекст?
Итак, почему именно яйцо стало одним из символов воскресения Иисуса Христа?
Магия и яйцо
В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца, как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.
Яйцо, как центр вселенной
На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - пану. Все невесомое стало небом, а все плотное - землей. Пану соединил небо с землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся сломлю, пану дал ей солнце, а чтобы напомнить о холоде - луну. Благодаря пану солнце согрело землю, засветила луна, родились планеты и звезды.
Суеверие в силу яйца
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, "перехода из небытия в бытие". Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.
Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во многом подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими и они, как бы оживают на время. "Мерзок пред Господом всякий, делающий это" (Второзаконие 18:12).
По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа. "Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Иоанна 11:25).
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте относящемся к Х веку. Упоминание найдено в библиотеке монастыря Св. Анастасии, который находится в Греции недалеко от Фессалоник. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!" По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой якобы противится апостольским преданиям.
Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.