Вопросы и ответы

Рождество и праздник Солнца

Вопрос...

Является ли Рождество языческим праздником Солнца?

В Талмуде (Авода зара, 8а) приводится следующая агада:

«Увидев [с наступлением первой зимы], что день становится все короче и короче, сказал Адам: "Из-за того, что я согрешил, мир темнеет и возвращается в хаос, это и есть та смерть, которой наказали меня Небеса".

Он сидел восемь дней в посте и молитве, но увидев по прошествии зимнего солнцестояния, что день снова становится длиннее, сказал: "Так устроен мир". Установил [Адам] восемь праздничных дней, а на следующий год праздновал и те, и другие [до и после зимнего солнцестояния]. Он установил праздновать их для Всевышнего, а они [язычники присвоили себе эти праздники и] установили их праздниками для идолов»

 

Данная агада может в свою очередь служить тонким прообразом смерти Иисуса Христа ["Последнего Адама", "Солнца правды"] и Его воскресения: христиане празднуют и то и другое.

Само Рождество уже символично связано со смертью, ибо Мария? Скорее всего, завернула Младенца Христа в «ионик», который должен был использоваться для заворачивания трупов и чаще всего хранился в хлеву.

 

Здесь в Его чудесном рождении был уже символ смерти Спасителя – Он родился, чтобы умереть для спасения мира. Вифлеемский хлев, где был рождён Мессия, также использовался пастухами как укрытие для животных в случае плохой погоды. Эти животные в Вифлееме были главным образом предназначены для храмовых жертв, аналогия напрашивается... Любопытно, что и ель у древних народов считалась «деревом смерти», а ныне - один из символов рождественской радости [если конечно дерево не превращать в идола].

 

Точная дата Рождества по солнечному календарю неизвестна, так как еврейский календарь каждый год сдвигается относительно римского, однако имеются некоторые свидетельства, которые указывают на 25 декабря как на вероятностную дату рождения Христа.

 

 

Сравним 25 декабря с датами рождения «солнечных богов» древнего мира. В Древнем Египте день рождения бога солнца Гора был 29 июля, когда перед самым восходом солнца на горизонте всходит и видна буквально несколько минут яркая звезда - Сириус.

 

В Древней Персии день рождения бога света и правды Митры приходилось на утро самой длинной ночи в году, накануне дня зимнего солнцестояния - 22 декабря. Праздник назывался Шабе Ялда или Шабе Челле.

 

Древнеримский праздник в честь бога Солнца отмечался 9 августа.

25 декабря в Риме до рождения Иисуса Христа был ничем не примечательным днём, «серыми буднями», как говорили римляне «Dies comitiales». В такие дни, а их в году из 365 дней было целых 194, происходили народные собрания (комиции) и заседал сенат.

До Рождества Христова никаких великих праздников в честь Солнца на 25 декабря не наблюдалось.

 

 

25 декабря в Риме

Именно в имперском Риме в империю стали проникать восточные культы Митры и прочих «солнечных богов», именно в нём появился праздник 25 декабря, названный Dies Natalis Solis Invicti, «день рождения непобедимого солнца», записи о котором датируются 254 годом, и никаких более ранних упоминаний этого торжества не обнаруживается.

Официальный культ Sol Invictus в Риме ввёл император Аврелиан после побед на Востоке. Бог Солнца был утверждён в качестве главного божества империи. Также Аврелиан стал носить корону с исходящими солнечными лучами. Он основал коллегию понтификов и посвятил Непобедимому Солнцу храм в 274 году. Удивительно, что христиане отмечали дату Рождества Христова как 25 декабря минимум на полстолетия раньше нововведений Аврелиана, который прославился в гражданской истории как великий полководец и собиратель распадающейся империи, а в священной истории Церкви - как жестокий гонитель христиан.

Существует версия, что именно Аврелиан позаимствовал у христиан, которых на тот момент в империи было уже весьма немало, их праздник, наполнив его собственным смыслом в противовес новому вероучению, которое угрожало вековым религиозным устоям Римской империи.

Живший во втором веке Тертуллиан знал 25 марта как традиционную дату Страстей Христовых в Африканских церквах. По распространенному среди христиан преданию Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда вытекало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, на еврейский Песах (после весеннего равноденствия). Простое прибавление ко дню весеннего равноденствия девяти месяцев указывало на месяц празднования Рождества в дни после зимнего солнцестояния.

В конце III или начале IV века был издан сборник, известный как «Апостольские Постановления», составление которого традиционно приписывается Клименту Римскому (ум.103 г.), сотруднику Апостола Павла. В «Апостольских Постановлениях» говорится:

«Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца» (считая от марта)

Там же, в другом месте сказано:

«День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру»

 

 

Крещение Иисуса Христа

Также известно, что на момент Крещения Иисусу было (интерпретация - "исполнилось") 30 лет. Одним из первых авторов, который затрагивает тему хронологии земной жизни Христа, приводя все возможные и существующие в те времена варианты, является Климент Александрийский (ум. 217 г.). В 21-й главе Стромат, он опирается на египетский календарь, связанный с александрийской иудо-эллинистической традицией.

Именно из этой системы вытекает у него дата Крещения Господня - 11 тюби (или 6 января) неподвижного египетского календаря. Если перевести эту дату по подвижному египетскому календарю, распространенному в ученой среде, получим в качестве даты Богоявления (Крещения) 25 декабря.

На Востоке день Богоявления совмещал в себе и Рождество и Крещение, что до сих пор сохранилось в Армянской Церкви, где Рождество празднуется 6 января. Обо всех версиях Рождества, приводимых Климентом подробней можно узнать из труда П.В. Кузенкова «Хронологические расчеты у Климента Александрийского».

 

 

Секст Юлий Африкан

Дату 25 декабря указывает Секст Юлий Африкан в своей летописи, написанной в 221 году. Из других источников упоминается, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане были сожжены в храме в числе 20,000 человек в день Рождества Христова.

Официально утвердил дату Рождества на 25 декабря папа Римский Юлий Первый в 337 году. Римский альманах того времени ("Альманах Филокала") под датой 25 декабря на первом месте в списке епископов и мучеников содержит надпись: «25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского» (natus Christus in Betleem Judeae).

Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова, празднуемый 25 декабря, древним и очень древним. Рождество как праздник присутствует в поучениях «отцов Церкви» Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского.

 

 

Еврейский календарь

Проверить совпадение дат 25 Кислева по еврейскому календарю с 25 декабря по римскому не представляется возможным, поскольку в 359 году перед самым роспуском Синедрион в изгнании проводит кардинальные календарные реформы, и похоже, что способ определения месяца Нисана во времена Иисуса Христа теперь никому в точности не известен.

Глава тогдашнего синедриона Гиллель II позаимствовал Вавилонские расчеты для определения точного момента, когда луна находится в «сближении» (conjunction) с солнцем и землей. Это «ненаблюдаемое» событие было использовано для определения начала каждого месяца в «новом и улучшенном» календаре, также были введены «задержки» для праздников, добавочный 13-ый месяц 7 раз каждые 19 лет (на основе лунного цикла греческого астронома Метона).

Окончательно оформился еврейский календарь только в 935 году, благодаря расчётам испанского астронома Хасана Ибн Хасана. С этого времени и берет начало тот календарь, которым пользуются современные иудеи.

Календарь, конечно, достаточно удобен, так как позволяет планировать религиозные мероприятия за тысячелетия вперёд, однако никак не назад.

 

Любопытно, что до реформы первый месяц в году Авив (Нисан) - определялся по достижении зрелости пшеницы на земле Израиля, чтобы первые плоды жатвы пшеницы могли быть принесены по Закону Божьему вовремя.


оцените
 
6 лет назад
Q.Ресурсы:
Сообщество Вконтакте
Q.Орфография:
  Если Вы заметили любого рода ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Мы рассматриваем каждый Ваш сигнал с благодарностью за Вашу помощь!
Разделы сайта:
  • » Видео
  • » Загадки
  • » Игры
  • » Идеи
  • » Илл-ции
  • » Комиксы
  • » Лагерь
  • » Новости
  • » Опросы
  • » Ответы
  • » Открытки
  • » Песни
  • » Послания
  • » Поделки
  • » Поэзия
  • » Психология
  • » Рассказы
  • » Свадьбы
  • » Статистика
  • » Страсти Хр.
  • » Сценки
  • » Тесты
  • » Фильмы
  • » Фразы
  • » Шутки
  Авторские права на размещенные материалы [если не оговорено иначе] принадлежат авторам; в случае заимствования материалов для дальнейшей публикации их в электронных или печатных изданиях обязательно наличие явной активной ссылки на сайт Uucyc.ru.    Все права сохранены.
   © 2000-2017, Uucyc.ruGT: [0.0081]
Орфус