Вдохновляющие иллюстрации

Компромиссы руководства ВСЕХБ в 1960-х годах

Компромиссы руководства церкви не раз приводили к её отступничеству и последующему периоду забвения и пассивности. В то же время, Господь Бог оставался верным, очищая Свою Церковь даже несмотря на неверность её земного руководства.

 

Предписания властей:

 

В 1960 г. Всесоюзный Совет Евангельских Христиан-Баптистов [ВСЕХБ СССР] издал два документа, регулирующих церковную жизнь: «Новое положение ВСЕХБ» и секретное «Инструктивное письмо старшим пресвитерам».

 

Эти документы основывались на установках Властей по отношению к религии и расходились с основными принципами баптистского вероисповедания.

 

В то время, как баптисты всего мира видели своей главной задачей и основным призванием церкви – проповедь Евангелия неспасённым; в тайном «Инструктивном письме старшим пресвитерам» было записано:

 

«Главной задачей богослужения в настоящее время является не привлечение новых членов, а удовлетворение необходимых потребностей верующих».

 

 

В обязанности старшим пресвитерам «Письмо» также вменяло «сдерживание нездоровых миссионерских проявлений»; им предписывалось «изжить нездоровую практику погони за новыми членами» церкви.

 

Старшим пресвитерам категорически запрещалось крестить людей до 18 лет, а тем, кто был старше этого возраста можно было положено было принимать крещение лишь после сурового двух-трехлетнего испытательного срока.

 

 

«Новое положение ВСЕХБ» запрещало проповедовать за пределами своей общины, а своим общинникам - только в молельном доме; запрещалось присутствовать на богослужениях в других общинах, т.е. нарушалось отличающее баптистов широкое общение с единоверцами и традиционные формы этого общения - совместные загородные собрания, проведение домашних собраний с участием большого числа единоверцев, частое гостевание и т.д.

 

Содержавшийся в «Новом положении ВСЕХБ» запрет на взаимопомощь между членами общины оставлял на произвол судьбы семьи арестованных единоверцев и оштрафованных за проведение религиозных обрядов.

 

«Новое положение ВСЕХБ» также регламентировало порядок проведения богослужений, так как ставило под запрет многие виды музыкальных инструментов [например, гитары], приглашение хора из соседней общины, вынесение богослужения из молитвенного дома и т.д.

 

 

Последствия:

 

Подчинение ВСЕХБ предписаниям советских властей привело к сокращению численности крещаемых и даже к распаду некоторых общин.

 

За 11-ть лет с 1944 по 1965 гг. только на Украине закрылись более 800 общин и численность баптистов сократилась с 180.000 до 120.000 человек.

 

В то время как за двухлетний период с 1957 по 1959 гг. баптисты Эстонии и Латвии окрестили 1246 человек, то после издания данных указаний за такой же период с 1960-1962 гг. было крещено только 195. За эти три года там закрылись 14 общин.

Такое же положение дел было по всей стране. Церковь ЕХБ переживала глубокий духовный кризис.

 

Хотя «Инструктивное письмо» было секретным и предназначалось лишь для старших пресвитеров, его не удалось утаить от рядовых членов общин. В их кругах оно вызвало общее возмущение и стало толчком к сопротивлению массы верующих баптистов церковному руководству, покорному властям.

 

Так началось возрождение церкви ЕХБ. Смысл этого возрождения был в очищении религиозного служения от искажений, привнесенных давлением властей, ВСЕХБ и его сторонников.

 

Эта борьба внутри баптистской церкви по сути была не догматической, а гражданской; расхождение было только по вопросу о взаимоотношениях между церковью и светской властью.

 

 

Очищение:

 

Несколько влиятельных баптистов - Алексей Федорович Прокофьев, Геннадий Константинович Крючков, Георгий Петрович Винс и др. получили доступ к «Инструктивному письму». Данная внутренняя инициатива была воспринята ими, как свидетельство вероотступничества ВСЕХБ и братья сочли для себя невозможным бездействовать.

 

В мае 1960 г. они объединились в Инициативную группу, и в качестве таковой обратились к ВСЕХБ с посланием, в котором обвиняли его в нарушении важнейшего евангельского принципа, запрещающего отдавать «кесарю» - «Богово». Инициативная группа призвала членов ВСЕХБ к покаянию перед единоверцами.

 

 

ВСЕХБ не ответил на послание. Тогда члены Инициативной группы размножили текст «Инструктивного письма» и разослали его по общинам [и зарегистрированным и нерегистрированным], сопроводив его своим обращением, в котором разъясняли смысл «Нового положения ВСЕХБ» и «Инструктивного письма».

 

Поскольку члены ВСЕХБ отказались покаяться и отменить эти документы, Инициативная группа призвала верующих ЕХБ обратиться к властям с просьбой о разрешении провести съезд [которого не было с 1926 г.] для отмены «Положения» и «Инструктивного письма» и для решения о руководстве церковью в будущем: Инициативная группа считала необходимым переизбрать ВСЕХБ.

 

Инициативная группа предлагала добиваться, чтобы съезд представил все баптистские общины в СССР — как зарегистрированные, так и незарегистрированные. Братья призывали как к внутреннему очищению и освящению перед Богом, так и к очищению жизни всего братства в целом. Этот призыв пробудил многие общины от долголетней апатии.

 

Мощная поддержка верующих удержала власти от немедленного ареста членов Инициативной группы [был арестован лишь А.Ф. Прокофьев — в 1962 г.].

 

Не только Инициативная группа, но и рядовые члены церкви — и по отдельности, и целыми общинами стали писать в Совет по Делам Религиозных Культов [Совет по ДРК], требуя разрешить им проведение съезда.

 

ВСЕХБ, противясь съезду, стал отлучать от церкви активных сторонников этой идеи и даже способствовать их арестам.

 

Члены ВСЕХБ утверждали, что идти против «Нового положения» и «Инструктивного письма» значит идти против власти. В течение 1960-1963 гг., в период наиболее напряженной борьбы за съезд, были арестованы около 200 активных «инициативников», однако это не ослабило, а укрепило движение за пробуждение Церкви.

 

Опора на силу светской власти во внутрицерковном споре ускорила падение авторитета ВСЕХБ. Одна за другой общины отказывались признавать руководство ВСЕХБ, отлучали членов союза от церкви, не хотели участвовать совместно с ними в Вечере Господней и, все настойчивее требовали съезда.

 

25 февраля 1962 г. Инициативная группа была преобразована в Оргкомитет по созыву всесоюзного съезда ЕХБ.

 

 

Члены Оргкомитета вели переговоры с ВСЕХБ и Советом по ДРК, неустанно обращались к правительству с открытыми письмами. Копии этих писем они распространяли по общинам. Оргкомитет стал выпускать «Братский листок», в котором постоянно разъяснялись требования Оргкомитета, их законность с юридической точки зрения и справедливость — с догматической.

 

Власти поняли, что противиться созыву съезда далее — значит сделать отход верующих от ВСЕХБ необратимым. Было решено ради спасения верного им состава ВСЕХБ пожертвовать «Новым положением» и «Инструктивным письмом».

 

Чтобы ВСЕХБ не утратил инициативу, был предпринят следующий трюк. Совет по ДРК дал разрешение не на съезд, а на проведение совещания ВСЕХБ. Совещание это, собравшись [15 октября 1963 г.], переименовало себя в Cъезд.

 

Съезд отменил «Новое положение» и «Инструктивное письмо», заменив их менее откровенным в своей антиевангельской сущности «Уставом ВСЕХБ».

 

Председатель Совета по Делам Религиозных Культов Пузин на закрытом совещании в августе 1965 г. объяснил причины этих уступок:

«Местные органы, как вы знаете, пробовали уже сажать в тюрьмы баптистов-раскольников, но это не дало хороших результатов... Гонения возвысили и укрепили авторитет вожаков Оргкомитета и помогли им... привлечь на свою сторону многих верующих... Нужно прямо сказать, что некоторое время тому назад создалась реальная угроза того, что Оргкомитет сумеет овладеть руководством всей церкви. Эта опасность и сейчас полностью не устранена»

 

 

Оргкомитет и его сторонники в общинах не признали самозванный съезд, так как на нем были представлены не все общины, а лишь те, которые поддерживали ВСЕХБ. Трюк со съездом убедил их окончательно, что Совет по ДРК всецело на стороне ВСЕХБ. Оргкомитет стал добиваться приема у главы правительства, чтобы пожаловаться на незаконные действия Совета по ДРК.

 

 

22 сентября 1965 г. делегация верующих из 5 человек была принята А. Микояном, который исполнял тогда должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, но это ничего не дало. После двух лет бесплодных усилий добиться отмены решений «лжесъезда», как его называли противники ВСЕХБ, стало очевидно, что съезда добиться не удастся.

 

Утратив надежду на созыв съезда общины, не признающие ВСЕХБ, приняли решение о выходе из-под опеки ВСЕХБ и о создании отдельной церкви. В сентябре 1965 г. они избрали постоянный руководящий орган — Совет Церквей Евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ). В Совет вошли 11 человек, в большинстве — члены бывшего Оргкомитета. Председателем новой независимой церкви ЕХБ стал Г. К. Крючков, секретарем — Г.П. Винс.

 

 

Возрождение:

 

С созданием независимого от мира братства началась активная работа по проповеди Евангелия. Проводилось Благовестие, праздничные молитвенные собрания, на которые съезжались тысячи верующих со всей страны. На этих собраниях принимали крещение вновь обращенные, пополняющие общины несравненно быстрее, чем их опустошали аресты.

 

Можно по-разному объяснять причины успеха пробуждения братсва ЕХБ в 60-е гг…. Сами же верующие говорят, что Сам Господь повел братсво в те смутные годы. Братья руководствовались принципом, изложенным в 119 Псалме, 126 стих: «Время Господу действовать: закон Твой разорили». Господь вступился за Свой народ, так как увидел искреннее желание идти путем неуклонного освящения.

 

 

Сам Иисус сказал, что желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы (2Тим. 3:12), поэтому пробужденное братсво власти, не желающие мириться с существованием живой церкви в атеистическом государстве, встретили жесткими гонениями. Преследования начались с 1961 г. и продолжались вплоть до конца 80-х гг, с особенным ужесточением с конца 70-х - начала 80-х гг.

 

 

Аресты:

 

Члены Совета Церквей М. Хорев, Г. Крючков и Г. Винс были арестованы в мае 1966 г. Тогда они получили 3-летние лагерные сроки. С тех пор все члены Совета Церквей жили под угрозой ареста. Большинство их отбыло по нескольку лагерных сроков, а в промежутках они вынуждены почти постоянно жить на нелегальном положении.

 

Председатель СЦ ЕХБ Г. Крючков с 1971 г. скрывался от ареста. На него был объявлен всесоюзный розыск. В мае 1974 г. в доме, где жила его жена, в электросчетчике было обнаружено подслушивающее устройство — видимо, КГБисты надеялись из разговоров в доме узнать, где скрывается Г. Крючков.

 

В 1981 г. были арестованы все члены СЦ ЕХБ, кроме Крючкова — Николай Батурин, отбывший уже 5 сроков, в общей сложности 16 лет; заместитель председателя СЦ Петр Румачик, прежде отбывший в лагерях 12 лет; Николай Храпов, отдавший заключению 26 лет жизни, и др.

 

У общин, отказывающихся от регистрации, не было молитвенных домов, верующие собирались по квартирам или по частным домам. Молитвенные собрания в частных домах советскими законами не запрещались, их запрещал лишь устав ВСЕХБ. Однако такие собрания разгонялись милицией и дружинниками, обычно очень грубо, зачастую с оскорблениями и избиениями верующих….

 

Нередко арестовывали хозяина дома, в котором происходило богослужение. Стандартные обвинения в таких случаях — «хулиганство» или «сопротивление милиции» по лжесвидетельствам милиционеров или дружинников, так как для таких арестов невозможно было найти статью в советском уголовном кодексе. Приговоры по этим делам — 1-2 года лагеря общего режима.

 

Кроме того, судили верующих, осуществляющих религиозное воспитание детей своих верующих — за нарушение закона об отделении церкви от государства. Так, например, Павел Рытиков, его сын Владимир и Галина Вильчинская в 1980 г. были осуждены за организацию летнего лагеря для детей арестованных или скрывающихся от арестов верующих….

 

Под запретом находились загородные молодежные поездки, праздник Жатвы, который обычно отмечают вместе несколько общин. Вот как описывает разгон молодежного гуляния «Хроника текущих событий»:

 

«Баптистская молодежь из Омской, Кокчетавской и Целиноградской областей (Казахстан) решила провести совместное воскресное богослужение 4 июня (1978 г.) в лесу в Исилькульском районе. Еще накануне работники автоинспекции перекрыли все подъезды к месту богослужения, останавливали и заворачивали машины, проверяли у всех едущих документы, отнимая номера с машин и штрафуя. Те, кому удалось добраться до места, около двух часов относительно спокойно проводили богослужение, а затем поляна в лесу была окружена, подогнали тракторы, которые начали пахать землю, наезжая на людей и заглушая мощными моторами молитвы. В конце концов милиция и дружинники стали провоцировать драку. Несмотря на то, что верующие не отвечали физическим сопротивлением, арестованными набили воронок, их увезли в отделение милиции, где продержали до вечера. Остальных разгоняли, оскорбляя и применяя грубую силу: применяли приемы самбо, тащили за волосы, били палками, угрожали оружием. Отобрали и увезли еду, посуду и другие вещи, приготовленные для обеда. Тракторы, гоняясь по лесу за баптистами, поломали кустарник и молодняк. Многие дружинники были навеселе…»

 

 

Вывод:

 

Постоянные преследования сократили численность приверженцев независимой церкви. Если во второй половине 60-х годов, сразу после ее отделения, к Совету церквей отошло не менее 50% всех верующих, в 80-е годы остались ему верны около 2000 общин, примерно 70 тысяч взрослых членов.

 

Остальные скрепя сердце согласились на регистрацию: подвижничество — всегда удел меньшинства. Однако только благодаря подвижничеству независимых общин церковь ЕХБ сохраняла относительную независимость.

Выдержка из книги «История инакомыслия в СССР», Л.М. Алексеева
Q.Ресурсы:
Сообщество Вконтакте
Q.Орфография:
  Если Вы заметили любого рода ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Мы рассматриваем каждый Ваш сигнал с благодарностью за Вашу помощь!
Разделы сайта:
  • » Видео
  • » Загадки
  • » Игры
  • » Идеи
  • » Илл-ции
  • » Комиксы
  • » Лагерь
  • » Новости
  • » Опросы
  • » Ответы
  • » Открытки
  • » Песни
  • » Послания
  • » Поделки
  • » Поэзия
  • » Психология
  • » Рассказы
  • » Свадьбы
  • » Статистика
  • » Страсти Хр.
  • » Сценки
  • » Тесты
  • » Фильмы
  • » Фразы
  • » Шутки
  Авторские права на размещенные материалы [если не оговорено иначе] принадлежат авторам; в случае заимствования материалов для дальнейшей публикации их в электронных или печатных изданиях обязательно наличие явной активной ссылки на сайт Uucyc.ru.    Все права сохранены.
   © 2000-2017, Uucyc.ruGT: [0.0035]
Орфус