Версия для печати

Игра персонажа



Разминка:

  Игра: "Я - ты, я - он" - на знакомство и работу в команде.
  Все участники садятся в небольшой круг. Каждый игрок выбирает себе определенный жест, который он демонстрирует всем остальным. Принцип игры: игрок показывает свой жест - жест другого игрока, тот в свою очередь тоже показывает свой жест - жест другого и т.д. постепенно игра ускоряется.

  Игра "Дырокол" - на пластику и работу в команде.
  Всех присутствующих делят на две команды. Одна команда придумывает слово для игрока другой команды. Говорит ему это слово, чтобы участники его собственной команды не слышали. Этот игрок должен мимикой, жестами, действиями (т.е. молча) изобразить загаданное слово так, чтобы его команда угадала это слово. Например: невесомость, контрабанда….
  Эту игру можно усложнить, предложив игроку показывать само слово, как если бы он им являлся. Например: дырокол, плоскогубцы….



Тест по пройденному материалу:

  В течении 5 минут студенты школы письменно отвечают на вопросы по пройденному материалу. После того, как все закончили преподаватель зачитывает правильные ответы, студенты самостоятельно оценивают правильность своего ответа в правой колонке теста. Такой подход к проверке правильности ответа помогает студентам самим увидеть свои ошибки и повторить пройденный материал.



Обсуждение домашнего задания:

  Каждый студент выбирает из своего списка три самых ярких примера невербальной передачи информации и рассказывает их вслух, объясняя свой выбор и понимание значения определенного движения человека.



Разминка-повторение:

  Игра: "Фигуры в такт" - на координацию, сотрудничество и чувство атмосферы.
  Ведущий игры дает игрокам задание, которое они должны сделать бесшумно. Задание усложняется тем, что игроки должны двигаться в такт музыки (для этого вам понадобится CD с различными музыкальными стилями музыки). Задание также можно усложнить, разрешив игрокам двигаться только по одному. Задания могут быть следующими:
  - составить из своих стульев прямоугольник;
  - составить стулья в форме круга лицом в середину;
  - поменяться местами в круге вместе со стульями;
  - составить стулья в форме шестиугольника лицом в середину;
  - составить из стульев букву "Ж";
  - составить стулья в форме треугольника лицом в середину;
  - составить из стульев букву "Х" с закрытыми глазами;
  - встать и построить фигуру очков;
  - составить стулья в форме овала лицом наружу;
  - встать и построить фигуру сердца.



Урок: Игра персонажа - "штампы" или "импровизация"

Существует два подхода к игре персонажа:

а. Типичный - "штамп" - понятное и принятое обществом поведение характерного персонажа.

  Игра "Слабак" - на пластику и глубину игры.
  Педагог выбирает одного из студентов и приглашает его сыграть роль слабого неуверенного человека, ожидающего собеседования по приему на работу. Затем другой студент играет роль сильного, самоуверенного человека.

  Пример:
  Балетмейстер М. Фокин рассказывает, как он строил пластический рисунок поведения двух основных персонажей балета "Петрушка" - Арапа и Петрушки: "Самодовольный Арап весь развернулся наружу. Несчастный, забитый, запуганный Петрушка весь съежился, ушел в себя. Взято ли это из жизни? Конечно, да...
  Мы часто видим самодовольного человека, который, садясь на стул, широко раздвигает ноги, ступни в стороны, упирается кулаками в колени или в бока, высоко держит голову и выставляет грудь.
  А вот другой: сядет на кончик стула, колени вместе, ступни внутрь, спина согнута, голова висит, руки, как плети. Мы сразу видим, что этому не везет в жизни".

б. Атипичный - "импровизация" - противоречащее общепризнанным нормам поведение характерного персонажа.

  Пример:
  Слабый, неуверенный по характеру директор детского садика, попав в определенную обстановку пригрозил бандиту: "Пасть порву, моргала выколю" так, что бандит, испугавшись, закричал: "Помогите, хулиганы зрения лишают!"



Существует мнение:

  Станиславский о штампах: "Беда вся в том, что всякий штамп прилипчив, навязчив. Он въедается в артиста, как ржавчина. Раз найдя себе лазейку, он проникает дальше, размножается и стремится охватить все места роли и все части актерского изобразительного аппарата. Штамп заполняет всякое пустое место роли, не заполненное живым чувством, и прочно устраивается там. Некоторые из этих штампов имеют свою красивость и занимательность, и неопытный зритель даже не заметит, что это не более как механическая актерская работа.
  Но как бы ни были совершенны актерские штампы, сами по себе они не могут волновать зрителей. Для этого нужны какие-то дополнительные возбудители, и такими возбудителями являются особые приемы, которые мы называем актерской эмоцией. Актерская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене. Это есть искусственное раздражение периферии тела. Например, если сжимать кулаки, сильно сокращать мускулы тела или спазматически дышать, то можно довести себя до большого физического напряжения, которое часто воспринимается из зрительного зала как проявление сильного темперамента, взволнованного страстью. Можно внешне, механически метаться и волноваться с холодной душой, беспричинно - вообще. Это создает слабое подобие физической разгоряченности.
  У каждого человека существуют определенные "штампы" для передачи ревности, гнева, волнения, радости, отчаяния и прочего. И эти приемы пускаются в ход безотносительно к тому, как, когда, при каких обстоятельствах их испытывает человек. Такая "игра" или, вернее, наигрыш до смешного элементарен на сцене: для передачи силы не существующего в действительности чувства кричат до надрыва, усиливают мимику до утрировки, преувеличивают выразительность движений и действий, потрясают руками, сжимают ими голову и прочее. Такие штампы игры сразу, сами собой являются и скоро надоедают.
  В полную противоположность им подлинно художественные приемы передачи внутренней жизни роли трудны, долго создаются, но никогда не надоедают на сцене. Они сами собой обновляются и постоянно дополняются, неизменно захватывают и самого артиста и зрителей. Вот почему роль, построенная на естественных приемах игры, растет, а построенная на наигрыше и на дилетантском ломании сразу становится безжизненной, механической".

  Ершов о штампах: "К. С. Станиславский рекомендовал начинать работу актера с самого простейшего физического действия, он же запрещал диктовать и фиксировать "штампы". Будет неправильным превращать живое искусство в холодное ремесло механического штампования, однако, свобода должна быть вознаграждением за знание! Следствием же незнания или пренебрежения к знанию является произвол. На деле без общего обойтись невозможно, а то, что сверхоригинально, всегда грозит быть непонятным, и в сущности, ничего не выразить…. Коварство штампов заключено в их благородном происхождении. Любой из них когда-то был художественной находкой, достижением таланта и интуиции. Находка эта превращается в штамп в тот самый момент, как только перестает служить тому, для чего была найдена".



Почему необходимо обучение классическим "штампам" или основам поведения персонажа?

  - Несмотря на то, что во многом мы все похожи и учимся "штампам" друг у друга, каждый человек уникален и поэтому имеет разные взгляды на слова, вещи и поступки. Поэтому сверхоригинальное поведение может быть не понятым зрителями.

  - Актеру необходимо знать штамп, чтобы исходя от него, импровизировать - свобода от знания.

  Игра "Топим камин" - демонстрация необходимости знания штампа.
  Педагог выбирает одного из студентов и приглашает его затопить воображаемый камин спичками, которые лежат в правом кармане актера.

  Прочитайте и обсудите с вашими студентами Приложение 1:
  "Станиславский на уроках Аркадия Николаевича Торцова: Воображение"



В чем заключается опасность механического использования "штампов"?

  - Механическое использование штампов протекает намного быстрее и острее реального.

  - Механическое использование штампов выглядит наигранно и быстро надоедает.

  - Механическое использование штампов очень поверхностно и в чувствах и в действиях.

  Игра "Игра" - на пластику и глубину игры.
  Педагог выбирает одного из студентов и приглашает его сыграть следующую роль: "По моему хлопку занавес раздвигается. Вы сидите на стуле. Сидите, сидите, еще раз сидите. По моему хлопку занавес закрывается".

  Прочитайте и обсудите с вашими студентами Приложение 2:
  "Станиславский на уроках Аркадия Николаевича Торцова: Глубина чувств"



Домашнее задание.

  Игра "Тайный друг" - на укрепление взаимоотношений.
  Эта игра играется в течение какого-то долгого периода времени: сессии или курса. Каждый игрок получает небольшую анкету, которую он должен заполнить и, свернув вчетверо, положить в общую кучку. Далее, хорошо перемешав, ведущий беспорядочно раздает каждому игроку по анкете другого игрока. Таким образом, каждому игроку достается анкета другого игрока, который на весь период игры становится его "Тайным другом". Принцип игры заключается в том, чтобы игрок, проявляя максимум внимания и заботы к своему "тайному другу", остался для него загадкой до конца игры. Игроки могут дарить своим "тайным друзьям" подарки, писать им письма, посылать открытки, но должны делать все это посредством других игроков, чтобы их собственный "тайный друг" не смог догадаться, кто посылает ему (ей) все эти прелести. Ну и конечно же выдавать "тайных друзей" других игроков запрещено!

  Описание задания: каждый студент должен самостоятельно выбрать для себя подходящий типаж персонажа и на следующий урок предоставить инсценировку "Минута обыденной жизни этого персонажа". Студент должен осознавать всю тяжесть предоставления типа персонажа за одну минуту.
  Пример: - одна минута из жизни Ивана Грозного; одна минута из жизни ап. Павла…



Тест: Игра персонажа

  Существует два актерских подхода к игре персонажа:

  а. "штамп" - когда игра актера… понятное и принятое обществом поведение характерного персонажа.

  б. "импровизация" - когда игра актера… противоречащее общепризнанным нормам поведение характерного персонажа.

  Почему необходимо обучение классическому подходу?

  - Актеру необходимо знать штамп, чтобы исходя от него, импровизировать - свобода от знания.

  В чем заключается опасность механического использования классического подхода?

  - Механическое использование штампов протекает намного быстрее и острее реального.

  - Механическое использование штампов выглядит наигранно и быстро надоедает.

____________________________________________________________________________________________

  Домашнее задание

  Опишите выбранный вами типаж персонажа тремя характерными ему прилагательными:

  1. ___________________________ 2. _________________________ 3. _________________________

  Я выбрал следующего персонажа: _______________________________________________________

 

     * Правая колонка заполняется при проверке; правильные ответы написаны белым цветом.