Празднование Пасхи на Руси появилось в конце Х-го века. Христианская Пасха, как воспоминание смерти и воскресения Божьего Сына Иисуса Христа, отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. В то же время, истоки праздника Пасхи находятся в следующей древней истории еврейского народа:
«...Сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их и будут угнетать их четыреста лет: но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Бытие 15:13,14).
400 лет изгнания и бедствий, начались с рождения Исаака. Когда Исааку было шестьдесят лет, у него родился сын Иаков, и в возрасте 130 лет Иаков пришел в Египет, что составляет вместе 190 лет. В Египте сыны Израилевы провели 210 лет, что всего составляет 400 лет.
«...в этот самый день вышло всё ополчение Господне из земли Египетской» (Исход 12:41).
«Когда наступил конец, Господь не отсрочил его ни на мгновение: В 15 день месяца Ниссана родился Исаак и в 15 день Ниссана (400 лет спустя) сыны Израиля были освобождены из Египта». (Мидраш Танхума).
История Пасхи начинается с дней Авраама. Когда Господь обещал Аврааму (тогда его еще звали Аврамом) наследника, семя которого будет столь же многочисленно, как звезды, Господь сообщил ему одновременно, что дети его подвергнутся порабощению в течение 400 лет, пока они не будут освобождены «с большим имуществом».
Первым из потомков Авраама попавшим в Египет был Иосиф, чудесное превращение которого из раба в вице-короли является одной из самых вдохновенных историй Торы. В драматической истории Иосифа и его братьев мы ясно видим ведущую руку Бога. Он смело привёл Иакова и его семью в Египет.
Прибытие Иакова и его семьи в Египет превратилось в триумфальный марш. Таким же триумфальным маршем оказался 210 лет спустя уход его детей, детей Израиля из Египта. Разница состояла только в том, что маленькая семья из семидесяти душ превратилась в большую и сплоченную нацию из нескольких миллионов душ, из которых 600.000 взрослых (только мужчины) шли впереди «с поднятой рукою».
История Пасхи, кульминационным пунктом которой стал Шовуот [даяние Торы на Горе Синай], является историей рождения «царства священников и священной нации», Еврейского народа.
Иосиф и его братья умерли, а дети Израиля размножились в земле Египетской. Вскоре умер и Фараон - царь Египетский и новый царь взошел на престол. У него не было ни любви, ни симпатии к детям Израилевым, и он решил забыть все, что сделал Иосиф для Египта. Он решил принять меры против влияния и увеличения числа детей Израилевых. Он созвал свой совет, где было решено поработить этот народ и угнетать его, пока он еще не стал слишком могущественным.
Фараон принялся проводить политику ограничения личной свободы евреев, обложив их высокими податями и зачисляя их мужчин в батальоны принудительного труда под надзором жестоких начальников. Сыны Израиля были принуждены строить города, возводить памятники, проводить дороги, работать в каменоломнях, и ломать камни или обжигать кирпичи и черепицы. Но чем больше египтяне притесняли евреев и чем строже становились наложенные на них ограничения, тем скорее множились сыны Израиля. В конце концов, когда фараон царь Египетский, убедился, что наложенная на Евреев тяжелая работа не препятствует увеличению их числа, он приказал всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола бросать в реку Нил. Только девочки могут остаться в живых. Этой мерой он надеялся положить конец росту еврейского населения и одновременно избавиться от опасности, которая, согласно предсказаниям его астрологов, угрожала его собственной жизни в лице вождя, который должен был родиться среди сынов Израиля.
Единственной группой евреев, избавившейся от порабощения, было колено Лейви. Лейви был последним скончавшимся сыном Иакова и его влияние над родом было большим и длительным. Это колено стояло во главе Академии Торы, которая была создана Иаковом в Гошене. Они обучали детей Израиля познанию Господа и Его святого учения. Поэтому они были заняты духовными предметами и не смешивались с Египтянами, в то время как многие из их братьев отказались от своих старых обычаев и образа жизни. За исключением языка, одежды и имен, много из сыновей Израиля полностью ассимилировались с социальным и культурным окружением своих египетских соседей. Несмотря на такие уступки, существовавшие отличия послужили причиной египетского гнева. Дети Лейви избегли порабощения и угнетения, которые были наложены египтянами на остальных сыновей Израиля.
Внук Лейви Амрам, сын Кехота, женился на Иохевед, и она родила ему трех детей. Их первым ребенком была девочка по имени Мириам, которая позднее стала пророчицей Еврейского народа. Вторым ребенком был Аарон, высший священник у Господа, знаменитый своей исключительной миролюбивостью. После Моисея, он был величайшим вождем нашей нации в свое время. Младшему сыну Амрама Моисею предначертано было вывести сынов Израиля из Египта и получить для них Святую Тору на горе Синай.
Сыны Израиля не были больше в состоянии переносить ужасные мучения и преследования от рук своих жестоких господ. Их крики о помощи, их мольбы и молитвы, исходившие из самой глубины их сердец, пронзали небеса. Господь вспомнил о своем договоре с Авраамом, Исааком и Иаковом и решил освободить своих потомков от рабства.
Моисею было 80 лет, его брату - 83, когда они вошли во дворец царя Фараона. Фараон спросил у двух братьев, что они хотят. Ответ звучал подобно приказанию: «Вот что сказал Господь Бог Израиля: «Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Фараон высокомерно отказал, сказав, что он никогда не слышал о Боге Израилевом и что имя Его не занесено в список фараона богов всех наций. Затем он обвинил Моисея и Аарона в заговоре против правительства и в том, что они заступаются за еврейских рабов. Тогда по приказанию Господа Бога Моисей сказал Аарону совершить чудеса, но это не произвело на Фараона большого впечатления. Чародеи фараона смогли сделать тоже самое.
В тот же день Фараон приказал своим приставникам увеличить требования к сынам Израиля и сделать их бремя еще тяжелее. Если они имеют время думать о свободе и поклонении Господу, т. е. иметь подобного рода идеи, совершенно не подходящие для рабов, размышлял Фараон, это значит, что они имеют слишком много досуга. Так как до сих пор их снабжали сырыми материалами, то теперь они должны были добывать сами сырой материал для кирпичей, выполняя при этом полное количество кирпичей как раньше. Сыновья Израиля были физически не в состоянии справиться с возложенной на них задачей. Теперь они страдали еще больше, чем прежде. В полном отчаянии сыновья Израиля горько укоряли Моисея и Аарона за ухудшения их судьбы, вместо того, чтобы помочь им.
Глубоко расстроенный Моисей взывал к Богу. Господь утешил и заверил его, что миссия его в конце концов будет успешной, но до того Фараон и весь Египет подвергнется ужасным казням, в виде соответствующего наказания за притеснения сынов Израиля. После этого сыновья Израиля познают своего истинного и верного Господа.
Десять казней | |
1 | Когда Фараон продолжал отказываться освободить сыновей Израиля, Моисей и Аарон предостерегли его, что Господь накажет его и его народ. Сперва, воды земли Египетской будут превращены в кровь. Моисей с Аароном пошли к реке. Там Аарон поднял свой жезл, ударил им по воде и превратил воду в потоки крови. Весь народ Египетский и сам царь увидели это чудо; они увидели издыхавшую рыбу, когда кровь текла по земле; и они с отвращением отвернулись от чудовищного запаха, шедшего от святой реки. Им было невозможно пить воду из Нила. В поисках воды, они были вынуждены глубоко копать землю. К несчастью для египтян, не только воды Нила, но все воды Египта, где бы они не были, превратились в кровь. Рыба подохла в реках и озерах, и в течение целой недели человек и зверь страдали от неутолимой жажды. И всё же Фараон не уступил. |
2 | После нового предупреждения, вторая казнь обрушилась на Египет. Аарон простер свою руку над водами Египта и оттуда вышли жабы. Они покрыли каждый дюйм земли, и вошли в дома и спальни. Куда бы египтянин ни поворачивался, чего бы он ни трогал, повсюду он находил слизистые тела жаб, кваканье которых наполняло воздух. Фараон испугался и попросил Моисея и Аарона умолить Бога убрать жаб. Он обещал после этого освободить весь Еврейский народ. Но как только жабы исчезли, он нарушил свое обещание и отказался отпустить сыновей Израиля. |
3 | Тогда Господь приказал Моисею сказать Аарону ударить своим жезлом то пыли земной и когда Аарон это сделал, вся земля Египетская покрылась мошками. Человек и зверь отчаянно страдали от этой ужасной казни. Несмотря на то, что советники указывали Фараону, что эта казнь, несомненно, являлась Божьим наказанием, Фараон ожесточил сердце свое и не переменил решения, оставив сыновей Израиля в рабстве. |
4 | Четвертая казнь, постигшая египтян, состояла из стад диких зверей, мчавшихся через всю страну и уничтожавших всё на своем пути. Только провинция Гошен, где пребывали сыновья Израиля, не пострадала от этой казни, так же, как и от других. Фараон опять торжественно обещал отпустить Евреев в пустыню при условии, что они далеко не уйдут. Моисей помолился Богу, и дикие звери исчезли. Но как только они исчезли, Фараон взял назад свое обещание и отказал в просьбе Моисею. |
5 | Тогда Господь послал моровую язву, которая убила большинство домашних животных у египтян. Как должен был убиваться народ, видя подыхающими своих красавцев-коней, гордость Египта; и когда по слову Моисея были поражены моровой язвой все стада на полях, за которыми население ухаживало, как и за своими идолами. Кроме того, египтянам было очень обидно видеть, что животные сынов Израиля оставались нетронутыми язвой. Тем не менее, Фараон еще более ожесточил свое сердце и решил не отпускать сынов Израилевых. |
6 | Затем последовала шестая казнь, которая была такой болезненной и отвратительной, что весь Египет содрогнулся от ужаса и агонии. Господь приказал Моисею взять пепел из печи и бросить его в направлении неба; и когда Моисей это сделал, сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте по всей земле Египетской. |
7 | Тогда Моисей сообщил царю, что невиданная до сего времени буря с градом обрушится на Египет; ничему живому, ни дереву, ни травинке не удастся избежать этой казни. Спасение можно найти только под прикрытием жилищ; поэтому все те, кто верят словам Моисея и опасаются последствий града, должны сидеть в домах и загнать свой скот под навесы. Некоторые из египтян последовали этому совету; но безответственные и упрямые оставили свои стада со своими слугами на полях. Когда Моисей простер свой жезл, пошел страшной силы град; оглушавший гром раскатывался над землею, и молнии прорезали небо и подобно огню стелились по земле. Град причинил страшные разрушения; подвергшиеся граду люди и звери были убиты на месте; травы были уничтожены и сломанные деревья валялись на земле. Но земля Гошенская, нетронутая причиненными бурей разрушениями, напоминала цветущий сад среди всех этих разрушений. Тогда Фараон послал за Моисеем и признался в своих грехах. «Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу; пусть перестанут громы Божьи и град, и отпущу вас и не буду больше удерживать». Моисей ответил: «Как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу, громы перестанут, и града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля». И случилось так, как сказал Моисей: буря прекратилась, но сердце фараона осталось ожесточенным.Когда в следующий раз Моисей и Аарон предстали перед фараоном, он показался им более сговорчивым и спросил у них, кто должен принять участие в молении, которое Израили хотели устроить в пустыне. Когда они ответили, что все без исключения, молодые и старые, мужчины, женщины и звери, фараон выразил готовность отпустить только мужчин, с тем, чтобы женщины и дети и всё имущество сынов Израилевых оставалось в Египте. Моисей и Аарон не могли принять этого предложения и фараон разгневался и приказал им покинуть дворец. Перед тем как уйти, Моисей предупредил его о новых готовящихся ему испытаниях. Но фараон остался непреклонным, хотя его советники рекомендовали ему отказаться от сопротивления. |
8 | Как только Моисей покинул дворец, он простер свои руки к небу и восточный ветер принес в Египет тучи саранчи, закрывшей солнце и сожравшей всё зеленое, что уцелело после града и ранних казней. Никогда за всю историю человечества не было еще подобного количества саранчи. Бедствие это явилось окончательной катастрофой для Египта, пострадавшего уже от других казней. Снова фараон послал за Моисеем и Аароном, и умолил их умолить Господа положить конец этой казни. Моисей согласился, и Господь послал сильный западный ветер, который унес всю саранчу в море. Когда наступило облегчение, к фараону вернулось упрямство, и он отказался освободить народ Израиля. |
9 | Тогда последовала девятая казнь. В течение нескольких дней весь Египет был погружен в глубокую и непроницаемую тьму, затушившую все зажженные огни. Египтяне были охвачены страхом и остались прикованными к местам, где бы они ни стояли и ни сидели. Только в Гошене, где жили сыновья Израиля, был свет. Но не все евреи были спасены от этой казни. Среди евреев были такие, которые хотели, чтобы их рассматривали скорей как египтян, а не людей еврейской расы и которые поэтому старались во всем подражать египтянам. |
10 | Фараон опять попытался торговаться с Моисеем и Аароном, предлагая отпустить их народ при условии, если они оставят в Египте свой мелкий и крупный скот. Моисей и Аарон сказали фараону, что они согласятся только на полную свободу для мужчин, женщин и детей, и что они заберут с собою всё их имущество. Тогда фараон разгневался и велел Моисею и Аарону покинуть его и никогда больше не возвращаться. Он предупредил их, что если они посмеют показаться перед ним опять, - они умрут. Моисей ответил, что им вовсе не понадобится видеть фараона так как Бог пошлет Египту еще одну казнь, после которой фараон даст без всяких условий разрешение сынам Израиля покинуть Египет. «В полночь, - продолжал Моисей, - Господь, пройдет среди Египта и убьет всех первенцев, у людей и зверей». Из детей Израиля, однако, никто не умрет. И будет дикий вопль в Египте, и все египтяне будут охвачены ужасом, из боязни, что они все умрут. Тогда сам фараон придет к вождям Израилевым и будет просить их немедленно покинуть Египет.С этими словами Моисей и Аарон покинули фараона, кипевшего от гнева. |
В первый день месяца Ниссана, за две недели до исхода из Египта, Господь сказал Моисею и Аарону: «Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца; тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, - с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... И не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне. И ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших, и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: - это Пасха Господня. И увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам сей день памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши, как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и дома наши избавил».
Моисей сказал всё это сыновьям Израилевым и они сделали так, как им приказал Господь через Моисея и Аарона.
В полночь с четырнадцатого на пятнадцатое число месяца Ниссана, Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника и всё первородное из скота, согласно предупреждению Моисея. И сделался великий вопль во всей земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Тогда в течение еще этой ночи фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: «Встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы; и мелкий и крупный скот ваш возьмите, как вы говорили; и пойдите и благословите меня». Наконец-то, гордость упрямого царя была сломлена.
Тем временем сыны Израиля готовились поспешно покинуть Египет. С горящими сердцами они собирались группами, чтобы есть пасхального агнца. В полночь они точно исполнили всё предписанное. Женщины вынули из печей пресный хлеб, и люди ели его вместе с мясом жареного агнца.
Над горизонтом взошло солнце, и в прохладное Восточное утро вся нация Израиля вышла из Египта. Но даже посреди своих тревог и опасностей они не забыли выполнить обещание, данное их предками Иосифу. Они несли его останки с собою, чтобы позже похоронить их в Обетованной Земле.
Таким образом, сыновья Израиля были освобождены от ига их угнетателей в пятнадцатый день Ниссана в 2448 году после сотворения мира. В этом исходе участвовало 600.000 мужчин старше 20 лет, которые были со своими женами и детьми и стадами. Они перешли границу Египта в качестве свободной нации. Много египтян и других не-израелитов присоединилось к торжествующим сыновьям Израиля, надеясь разделить их славное будущее.
Сыновья Израиля не покинули Египет бедняками. В дополнение к имевшемуся у них имуществу, перепуганные египтяне одарили их драгоценностями из золота и серебра, и одеждой, надеясь ускорить отъезд сынов Израилевых. Таким образом, Господь исполнил данное Аврааму обещание о том, что потомки его выйдут из изгнания с большими богатствами.
Во время исхода Еврейского народа, впереди сынов Израилевых шел столп облачный днем и столп огненный ночью, освещая им дорогу. Эти знаки Божеского провидения не только указывали дорогу сыновьям Израиля, но освобождали ее и делали ее легкой и не сопряженной с опасностями.
Кратчайшая дорога для сынов Израилевых в Обетованную землю проходила через землю Филистимлян. Господь, однако, предоставил новорожденной Еврейской нации возможность окончательно освободиться от остатков египетского влияния и воспитать себя на путях к святой жизни через Божественную Тору, которую они должны были получить на горе Синай. Кроме того, кратчайшая дорога в Землю Обетованную могла бы привести народ к войне с филистимлянами и представлялось очень сомнительным, что евреи, проведшие столетия в беспрерывном рабстве, были бы достаточно решительны, чтобы сражаться подобно свободным людям. Была не исключена возможность, что они решили бы вернуться в Египет, нежели вести кровопролитную войну. Поэтому Господь вел Еврейский народ окружной дорогой через пустыню к Красному морю.
Через три дня фараон получил известие о благополучном движении сынов Израилевых. Неожиданное направление, которое они избрали, породило в нем сомнение, что евреи заблудились в пустыне. Теперь фараон сожалел, что дал им разрешение покинуть Египет. Поэтому он мобилизовал свою армию и лично перенял командование над избранной кавалерией и военными колесницами. Он начал преследование своих бывших рабов. Фараон настиг их около берегов Красного моря и оттеснил их к воде, чтобы отрезать все пути к бегству.
Некоторые группы Еврейского народа были готовы вступить в бой с египтянами; другие предпочитали утонуть в водах моря, нежели рисковать. Третья группа была напугана. Слабый народ стал обвинять Моисея в том, что он выманил их из Египта для гибели в пустыни. «И сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказавши: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне». Но Моисей, сохраняя полное спокойствие и твердость в один из самых критических моментов своей жизни, ответил: «Не бойтесь, стойте - и увидите спасение Господне, которое Он сделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки. Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны».
Моисей вел евреев вперед, пока они не дошли до самых берегов Красного моря. Облачный столп переменил теперь свою позицию; спереди он перешел назад - в тыл еврейского войска и находился между двумя армиями.
И сказал Господь Моисею: «А ты подними жезл твой, и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». Моисей сделал так, как ему приказал Господь. Он поднял свой жезл и простер свою руку над морем; поднялся сильный восточный ветер и дул целую ночь. Воды Красного моря расступились и посередине образовался сухой проход, по сторонам которого были стены из волн. Сыны Израилевы тотчас же прошли по этому сухому пространству, которое простиралось от одного берега до другого, и благополучно добрались до противоположной стороны.
Египтяне, не задумываясь, бросились по сухому пространству среди моря преследовать евреев. Но колеса их колесниц застряли в морском песке. Они не могли продолжать путь; и египтяне снова почувствовали, что они опять ведут безнадежную борьбу против Господа. Они решили повернуть обратно, но было слишком поздно; по команде Господа, Моисей простер свой жезл и вода возвратилась на свое место и поглотила колесницы и коней и бойцов, всю рать фараона. «Не осталось ни одного из них».
Так в этот день Господь спас сынов Израиля от Египтян. Израиль увидел Его великую силу; они признали Господа и поверили Ему и рабу Его Моисею.
Именно это избавление Израильского народа из рабства является полной историей еврейской Пасхи.