3.2.1. Женщина согласно Библии.
Современную женщину всегда показывают неотразимой красавицей, но этого мало. Она гоняет на спортивных машинах по пересеченной местности, а ее мужчина сидит рядом, дрожа от страха. Она полностью уверена в себе, и не без причины: ей ничего не стоит сбить с ног любого мужчину приемом каратэ или точным ударом кулака. Она превосходно владеет пистолетом и играет в теннис как профессионал. Она очень правильно строит свою речь, будто в ее прелестной головке работает группа крошечных преподавателей языка. Она гурман в сексе, но никто не может опутать ее брачными узами. Судьба дарит ей вечную молодость, она никогда не болеет, не совершает ошибок и глупых поступков. Но какой видит ее Библия?
1. Это женщина силы.
Не просто немощный сосуд. (Руфь 3:11 - "хайил" - «добродетельная» - могущество, власть, сила, крепость; Пр. 12:4; (Ср. Пр. 31:3; Пс. 32:17; 1 Пар. 11:10)).
Но это не сила мужчины. В ней есть женственность. Она может вынашивать детей 9 месяцев, кормить их. Она живет в сфере отношений. (Ср. Быт. 3:16-20 - наказание касается взаимоотношений).
2. Это женщина приоритетов.
Женственность в Библии, это не просто хрупкость и слабость. Добродетельная жена - это не просто не определившееся податливое существо. Ее цели ясно определены и она последовательно добивается цели.
У нее духовные ценности. Пр. 31:30 - «жена, боящаяся Господа, достойна похвалы». Она знает, что Бог - источник ее сил, поэтому и говорит с мудростью. (26 ст.)
У нее христианский характер. См. качества в стихах 25-27 - сила, достоинство, проницательность, мудрость, верность, заботливость, усердие. Важно не что она делает, а кто она есть. В нашем обществе цениться красота, таланты, индивидуальность. Что говорит Агур (Притчи 31:30): «Миловидность обманчива и красота суетна. Жена, боящаяся Господа, достойна похвалы.»
Она посвящена семье. Но не ограничена домом. Она простирает руку бедному. Она занимается торговлей. Но вся ее энергия и все приобретения опять возвращаются в семью. Она много времени и сил вкладывает в мужа и детей. Может показаться, что это - напрасная трата времени. Съели и спасибо не сказали; убрала - через день опять беспорядок. Нет, скорбный труд не напрасен.
Она поддерживает мужа в его общественной (религиозной) деятельности. «Муж ее известен у ворот». Муж не беспокоится о деньгах, ибо она - лучший бухгалтер в семье.
3. Это жена отношений.
«Сердце ее мужа уверено в ней». Он вполне (и во всем) может доверять ей. Ее дары проявляется наилучшим образом в семье, поэтому можно хвалить ее (как в частном порядке, так и в обществе).
3.2.2. Роль жены
1. Повиновение
Библия обращается сначала к женам: Еф. 5:22-24. 1 Пет. 3:1-6. 1 Тим. 2:11-15. Тит. 2:3-5. «Повинуйтесь». «Со всякую покорностью». «Да боится». «Быть покорными». Жена должна подчиняться, потому что сначала Адам создан, а не Ева, и жена первой впала в согрешение. Подчинение коренится не только в Новом, но и в Ветхом Завете.
Многие современные умные женщины не понимают этого, думая, что речь идет едва ли не о половой тряпке. Но, с точки зрения Библии, это нечто другое. Подчиняться - значит соблюдать порядок, значит, быть смиренными. Павел дает и пример: как церковь повинуется Христу. Повиновение Христу - слава церкви. Повиновение женщины создает гармонию в доме. И жена должна подчиняться добровольно, как Христос Богу и, как церковь Христу.
Греч. "хюпотассо" означает делать порядок, расставлять войско. Здесь: подстраиваться, отдавать должное друг другу. Женщина должна подстраиваться, приспосабливаться к мужу. (Во всем). (Есть другой глагол, которым описывается повиновение детей или рабов - хюпакуо).
Это - повиновение Сына Отцу (1 Кор. 15:28), Иисуса - родителям (Лк. 2:51); членов церкви - пастору (1 Кор. 16:15-16); духовных сила - Христу (1 Пет. 3:21); церкви - Христу (Еф. 5:24). (Т.е. значение варьируется).
Что можно сказать о браке? Семья - не армия. Это взаимоотношения «одной плоти». Они базируются на взаимной любви и самоотдаче. Это добровольное посвящение друг другу. Это отказ от себя в пользу другого. Это жертва.
Подчинение - не выражение неполноценности. Иисус добровольно подчинил себя Отцу (как и земным родителям), и это не унижало Его.
Повиновение - поддержка, а не просто необдуманное повиновение. (Сапфира послушалась Ананию, но это не привело к добру).
Повиновение - служение в любви, а не жалобы. Жена активно трудится для мужа. (Кстати, хорошо, если жена интересуется делами мужа: спрашивает его, переживает за его работу, служение, молиться о нем, даже разбирается немного в его работе).
Повиновение обеспечивает духовную защиту жене. Муж защищает жену физически, душевно, духовно - 1 Кор. 11:10. Женщина духовно более уязвима, поэтому ап. Павел дает такой совет в Первом послании к Тимофею (2:12-14 - "а учить жене не позволяю"). Одиноких женщин защищает церковь - Деян. 6:1; Иак. 1:27; 1 Тим. 5:3-16. Руководитель церкви - ее духовный глава.
Библия не говорит о
В отношении к неверующим - 1 Пет. 3:1-2. «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие».
2. Служение в церкви
На протяжении всей истории христианства от женщин требовалось лишь молчание и послушание. Как остроумно заметил один писатель: «Мужчина принимает решения и делает историю, женщина делает чай».
В Библии, однако, мы видим много женщин, которые делали историю. Вспомним Девору, Мариам, Есфирь, Анну.
В НЗ мы находим, что женщины служили Господу. Вспомним Марию и Марфу. Подумаем о тех, кто служил Христу своим имением! В Деяниях мы встречаемся с Лидией, Прискиллой, дочерьми Филиппа, Тавифой.
70-80% во многих церквах составляют женщины. Потому служение женщин часто определяет развитие церкви. Служение три "М": миссионерское, милосердия, молитвенное.
Они могут пророчествовать и молиться публично (Иоиль 2:28, 29; 1 Кор. 11:5), но не должны разрабатывать доктрины или становиться лидерами церквей. Надо помнить, что во всем этом жена не должна пренебрегать домом.
3. Служение дома
Пр. 31:10-31 - вот картина настоящей жены. Она умная, решительная, работящая, веселая, добрая, мудрая, заботливая. Нет в ее доме недостатка. Муж не нарадуется.
Конечно, здесь она идеализирована (выражение мудрости). Отрывок представляет собой акростих. Каждый стих начинается с разной буквы еврейского алфавита. То есть, это не буквальное описание, а поэма. И нам надо обращать внимание на принципы, а не детали.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. (Добывает разные дефицитные вещи, ее не надо подгонять, заставлять работать)
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. (Далеко бывает в магазин идти, а она идет, на рынок едет).
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. (Мужу надо приготовить завтрак, детей накормить).
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. (Она сидит на телефоне с рекламкой и изучает, что где можно подешевле купить. Огородом занимается).
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. (Делает зарядку, чтобы чувствовать себя бодрой весь день).
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. (Она может починить машину, отремонтировать квартиру).
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. (Она хорошо одевается).
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. (Когда дома порядок, все сыты и одеты, можно и у ворот посидеть).
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. (Если надо, она может поработать и челноком, может купить и продать).
25 Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. (На такую жену не жалко тратить деньги. Она оправдывает расходы на нее).
28 Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: (Когда утром рано встаешь, и тебе приносят кофе в постель, можно и похвалить жену).
29 "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!
Итак, мы видим, что значит жена согласно 31 главе Притч (Patricia A. Ennis)
1) Добродетельная жена (Пр. 31:10). (Имеет хорошие отношения с Небесным Отцом)
2) Ей можно доверять (31:11-12, 23) Ей доверяет и муж, и дети. Она известна как человек, которому можно доверять. Тайны. Деньги. Переживания).
3) Энергичная жена (31:13-16, 18, 24, 27)
4) Физически развита (31:17)
5) Экономная (31:18а)
6) Бескорыстная (Пр. 31:19-20)
7) Предусмотрительная (31:21-22, 27)
8) Чтимая (31:25)
9) Благоразумная (31:26) . Прежде чем говорить, она думает: это хорошо? Это надо? Это верно? Это не сплетня?
10) Любима детьми и мужем (Пр. 31:28-29).
11) Боящаяся Господа (31:30).
4. Работа вне дома
Оптимальный вариант - жена дома. Во многих случаях работы вне дома можно избежать. Когда жены работают при нескольких детях, это не сказывается положительно Лучше иметь меньше, но с «домашней» женой, чем полную чашу, но без жены. Хорошо, если муж обеспечивает семью...
Дома жене тоже работы более чем достаточно. Часто мужья укоряют: сидишь тут целый день, ничего не делаешь. А домашней работы не переделаешь. И она незаметна. И денег не платят.
В то же время жена может иметь интересы за пределами дома, как и дети. Надо позволять членам семьи проводить время, как в семье, так и вне семьи. Нельзя постоянно закрывать их дома. Они нуждаются и в том, и в другом. Только чтобы не было конфликта между обязанностями. Если сделала все дома, можно расширить свои пределы.
5. Внешний вид
1 Тим. 2:9-10; 1 Пет. 3:3-4. «В приличном одеянии…» «Не внешнее плетение волос, золотые уборы и нарядность в одежде…»
По правде говоря, не жены виноваты в том, что так изощряются в одеянии, украшениях, а мужчины, для которых это имеет большое значение. Если бы мужчины смотрели не на внешнюю, а на внутреннюю красоту, вероятно, и женщины обращали бы на нее гораздо больше внимания. Однако именно женщины виноваты в том, что таким образом пытаются воздействовать на мужчин, зная их слабости.
6. Права жены (Исх. 21:10-11)