По своему опыту знаю: сразу убедить пастора в необходимости тех или иных нововведений практически невозможно. Это довольно смешно, но, как правило, какие бы первоклассные идеи вы не приносили бы на церковный совет, с какими бы мудрыми наставниками не договаривались о поддержке, сдвинуть мнение церковной управленческой пирамиды невероятно сложно. На одном из христианских молодёжных фестивалей эту ситуацию прекрасно проиллюстрировала следующая сценка: пастор в форме бейсболиста выбегает на поле, со всех сторон его окружают молодёжные лидеры церкви и забрасывают мячами с надписями "новые идеи", а он ловко отбивает их бейсбольной битой. Ситуация карикатурная, но очень близкая к жизни.
Пастора можно понять: ещё неизвестно, как скажется внедрение идеи на жизни церкви, чем руководствуется сам "внедрятель", не приведёт ли это к расколу, к борьбе амбициозных людей, к прочим досадным неприятностям. Но иногда вместе с водой выплёскивают и ребёнка: руководители могут заморозить церковь своим консерватизмом. Результат один - неверующие отворачиваются от таких христиан и такой церкви, а свидетельство о Христе превращается в антисвидетельство.
Классический случай трудностей с пробиванием новых идей связан с введением пения гимнов на богослужениях в баптистских церквях Англии. Как это ни странно звучит, но до 1673 года на их служениях не звучало ни одной христианской песни, так как они считались "чуждыми евангельскому богослужению". Наконец пастор Бенджамен Кич ввёл пение гимнов сначала в детской воскресной школе, а затем и на общем собрании в воскресенье. Церковное руководство приняло нововведение в штыки. Битва продолжалась 22 года, несогласные демонстративно покидали службу перед началом поклонения, а потом и вовсе ушли из церкви. Однако эпидемия "песнопения" скоро проникла и в другие баптистские церкви, и остановить её стало уже невозможно.
Другой случай непонимания связан со знаменитой ораторией Генделя "Мессия". В своё время она была признана "мирской и вульгарной" из-за небольшого объёма текста и обилия повторений слова "Аллилуйя". Просто удивительно, какие возражения вызывали когда-то ставшие теперь классикой новшества.
Всё это лишь говорит о том, что, что бы вы ни услышали в свой адрес по поводу театрального служения и создания актёрской труппы, это не должно сбивать вас с толку и уводить с пути истинного. Никакие возражения и критика, кроме чётко распознанной воли Божьей, не могут служить поводом к остановке начатого дела. Помните, что через 20-30 лет, все ваши проблемы и козни противников будут вспоминаться с усмешкой, а уступки - с сожалением. И самое главное - испытания, через которые вам доведётся пройти, только укрепят вас в решимости продолжать начатое и дадут невероятный опыт.
Именно поэтому вам просто необходимо заручиться поддержкой у служителей церкви, прежде всего, у вашего пастора. Потому и важна вся та предварительная подготовка, о которой мы говорили выше. Если её не будет, все ваши слова и рассуждения, с которыми вы придёте к нему, покажутся очень неубедительными. Конечно, хороший и умный пастор поддержит и ободрит вас, но даже он обычно не станет "связываться" с проектом, о котором у вас самое смутное представление. И наоборот, даже самый консервативный пастор задумается о пользе вашей идеи, если подготовка проекта, представленного ему, окажется капитальной.
Объясняя необходимость театрального служения в церкви, говорите мягко и терпеливо, помня, что церковные лидеры вряд ли достаточно компетентны в театральных вещах. Не перегружайте свою речь специфическими терминами и философскими умозаключениями: это прямой способ показаться высокомерным всезнайкой на фоне ординарной толпы. Будьте проще, предоставьте Богу Самому действовать в их сердцах. Напор и агрессивность также вызовут реакцию отторжения: у пастора может сложиться впечатление, что вы добиваетесь этого не для Бога, а для себя, ради собственного самоутверждения.
Разумеется, пастору и лидерам церкви необходимо представить письменный план хотя бы некоторых задач и направлений вашего будущего служения. Это станет полезно и для вас самих. На бумаге очень часто становятся видны пробелы и недоговорённости, которые оказались незамеченными в ходе ваших устных бесед. Кроме того, вы и сами увидите, что уже сделано, что ещё предстоит сделать, а от чего лучше своевременно отказаться. Да и вы сами поймёте, насколько же вы серьёзно относитесь к этому служению. Подробный план - проект с прописанными деталями - очень хороший задел на будущее.
Что необходимо указать в проекте? Прежде всего, помните "золотое правило": не лейте воды! Многословие, хотя подчас и кажется убедительным автору, на самом деле легко отсеивается опытным глазом. Наполеон говорил: "Пишите коротко и неясно!". Мы же скажем: пишите ясно! Излагайте детали служения и мысли по его развитию так, чтобы их понимало большинство людей в церкви, ваших родных и друзей. Обязательно укажите, где и когда вы планируете встречаться, и не составит ли ваше служение конкуренцию другим церковным программам. Что касается этого пункта, здесь необходимо указать, что вы сделаете, чтобы избежать соперничества, например, с программами евангелизации или молодёжного клуба, и как вы предполагаете сотрудничать с ними.
Обязательно отметьте круг участников вашего служения, будет ли эта группа состоять из членов только вашей церкви или вам придётся приглашать людей из других церквей. Для театрального служения это, на самом деле, весьма существенная проблема, так как найти всех необходимых специалистов по театру, обладающих профессиональными навыками, в одной, даже большой церкви, практически невозможно. Не должно складываться впечатления, что вы превращаете свой проект в межцерковный, (если пастор настороженно относится к межцерковным мероприятиям, боясь потерять служителей), и что вы станете переманивать людей из других церквей (ради дальнейшего успешного взаимодействия с пасторами братских церквей). Необходимо отметить, будет ли группа открыта для посещения всеми другими, или вы держитесь принципа "закрытых дверей для посторонних".