1. Темп:
В данном случае это – скорость, с которой произносится текст. Вы, наверное, уже заметили, что большинство начинающих чтецов от волнения говорят слишком быстро. Причём сам человек обычно это не замечает, пока слушатели не скажут ему об этом. Соответственно, устранить эту проблему можно, просто попросив чтеца говорить медленнее.
2. Чистота речи:
Это очень большая проблема для простого человека вообще, а для актёра – тем более. Когда человек шепелявит, глотает звуки, бубнит, когда у него каша во рту, слушать его невыносимо трудно. Многие актёры вынуждены были напряжённо работать над своей речью, чтобы остаться на сцене.
Спутанная речь чаще всего имеет две причины. Это неумение произносить фразы и неразработанность голоса. Для первичной коррекции помечайте в тексте места, где необходимо делать паузы, делайте ударение на глаголах и тщательно следите за этим. Повторяйте скороговорки типа «Карл у Клары украл кораллы» по 100 и более раз. Тренируйте голос, декламируя тексты как можно громче.
3. Чувство:
Выразительность голоса существенно влияет на восприятие зрителя. Даже самый прекрасный текст можно загубить, прочитав его монотонным голосом. Борьба с этим – постоянные тренировки актёра.
Это вообще относится к эмоциональному контакту актёра со зрителем. Экспрессия, чувство, выражение – всё, что вы умеете, пожалуйста, делайте явным для зрителя. Это не должно быть скрытым, но не должно быть и наигранным, когда актёр механически выражает себя. Играйте творчески! Всё зависит от того, куда работает актёр: в зрительный зал или к своим партнёрам на сцену. Запомните: вы работаете для публики, а не для себя!