Основная задача любого исполнителя – дать своему персонажу жизнь, выразить его историю так, чтобы ею заинтересовался зритель.
1. Поговорим о персонажах. В жизни не бывает ни одного неинтересного, неординарного человека. Если вы не понимаете человека, значит, вы просто не раскусили его. То же самое относится к сценическому герою. Надо помнить, что за каждым из них стоит целая история, жизнь со своими секретами, радостями и печалями. Поняв это, уловив его характер и прошлое, его последствия и стремления в будущем, вы даже самого малозаметного героя сделаете персонажем номер один в каждом эпизоде спектакля.
Для начала определите, что же это за персонаж. Каков он как человек, приятен или нет, подвержен ли депрессии, целеустремлён ли, можно ли с ним общаться, в чём его сильные и слабые стороны, закрыт он или распахнут для других и т.п.
Кроме того, очень важно понять, каковы могут быть физические характеристики его личности. Высокие и худые люди, а также низкие и полные или люди атлетического сложения ведут себя совершенно по-разному. Очень сильно отличаются по поведению экстраверты и интроверты.
Но мы поговорим о самом важном в работе актёра – о изображением персонажа – об амплуа. Сразу скажу, что амплуа не являются чем-то устоявшимся, они меняются с течением времени. Например, в итальянской комедии 16-18 веков были персонажи, о которых нам вообще трудно что-либо сказать, не говоря уж о том, чтобы понять. Как они выглядят в реальной жизни: Пьеро, Арлекин, Сержант, Коломбина и т.д. А ведь в своё время они отражали типажи вполне часто встречающиеся в повседневной жизни.
Амплуа – это типаж, некая маска с определёнными чертами характера, за пределы которой он не может выйти. Сломать типаж, перескочить из комедийного героя в персонажа трагедии в театре совершенно невозможно и даже немыслимо, это противоречит всем законам искусства, подобно тому, как невозможно выпрыгнуть из окна и полететь вверх – это будет нарушением закона всемирного тяготения. Поэтому не пытайтесь изменить типаж вашего персонажа – вас не поймут, и пьесу смотреть не будут. Спектакли, где типажи резко меняются, как правило, непрофессиональны и обречены на провал. Если некто советует вам взяться за такую постановку или роль, лучше держаться от таких предложений подальше.
Но вернёмся к типажам или амплуа. Уже в начале 20-го века во времена Станиславского их было известно более 100. Сам Станиславский перечислял следующие амплуа: трагические актёры и актрисы (или герои и героини), драматические любовники и актрисы, вторые любовники и фаты, драматические и комические старики и старухи, благородные отцы, резонёры, комики и простаки, комики-буфф, водевильные любовники, гранд-дамы, драматические и комические инженю, рубашечные любовники, бытовые актрисы, злодеи и подлецы, сельские учителя с надрывом, гауптмановские неврастеники, старики-чиновники с нервом, светские мерзавцы и бонвиваны, готические злодеи, ибсеновские роли с дымкой, травести, расторопные слуги и т.д.
Самому Станиславскому эта система амплуа очень не нравилась, он хотел её разрушить, считая, что актёры ей загоняются в узкие рамки. Но это ему не удалось. И по сей день трагик обречён всю жизнь закутываться в тёмный плащ и умирать на сцене, простаку суждено удивляться той путанице, в которую втягивает его автор, инженю должна всю жизнь наивничать, прыгать, хлопать ручками и мило лепетать, а комики-буфф – падать на банановой кожуре.
Актёр может работать в разных амплуа, но некоторые роли для них всё же закрыты. Даже такие гениальные русские актёры, как Смоктуновский, Никулин, Невинный никогда бы не стали светскими мерзавцами и бонвиванами. А если и попробуют, то будут выглядеть в этих ролях очень неубедительно. Актёры это чувствуют, знают и за рамки амплуа выходить не пытаются.
Попробуйте сами определить, к какому типу героя относится ваш персонаж. Вам будет легче ориентироваться, кого играть и черты какого характера следует изображать. Помните, что типаж призван облегчить вашу работу над ролью и сделать её убедительной и интересной.
2. Наблюдайте за жизнью окружающих. Все они так или иначе соответствуют вышеперечисленным типам людей. Вообще же многие идеи для игры можно почерпнуть из их поведения. Многое можно взять и из своего личного опыта. Например, Гоголь подавляющее большинство персонажей своих произведений придумывал из тех или иных черт собственного характера. Попробуйте вообразить это! Попытайтесь вызвать у себя хотя бы мысленно ощущения, свойственные герою пьесы. Вспомните собственные чувства в подобной ситуации. Всё это поможет вам в вашей работе. Ведите записные книжки, коллекционируйте реплики отдельных людей, их характерные черты, жесты, походку, их реакцию на те или иные происшествия. Пародируйте их, собирайте в копилку ваших находок и используйте, используйте, используйте...
3. Определите цели своего персонажа, чего он добивается в жизни. В действительности, нет ни одного человека, который хоть чего-нибудь не хотел и не стремился к чему-то. Так поставьте себя на место героя и попытайтесь определить это.
Задайте себе вопросы: почему, как, когда и из-за чего герой оказался в таких обстоятельствах? Почему он совершает те ли иные поступки? Чего этот человек хочет добиться более всего? Это может быть власть, деньги, любовь, слава. Потому что все его поступки явно или скрыто могут быть продиктованы этим стремлением. Какие вещи являются для этого персонажа определяющими в жизни? Словом, определите его сверхзадачу.
4. Образы героев. Всегда играйте и говорите так, чтобы у публики возник мысленный образ того, что чувствует ваш герой. Действуйте на публику своей игрой, передавайте ей свои чувства. Задайте себе вопрос: «Как я могу передать желаемый образ?». И – «Как я могу лучше это сделать?».
5. Передача образа внешними способами. Это возможно через позу, походку, голос, выражение лица. Например, признаком гордого человека будет выпяченная грудь, старого – согнутая спина и шаркающая походка, высокомерного – приподнятый подбородок.