Иоанн Златоуст [347-407 гг.], живший в IV веке пишет:
«Давно я жаждал видеть этот день, и не просто видеть, но вместе с таким множеством народа, Хотя нет еще десяти лет, как этот день стал известен и знаком нам, но, как будто издавна и за много лет преданный нам, так он прославился от вашего усердия.Я хорошо знаю, что многие и теперь еще спорят между собою, одни — осуждая, другие — оправдывая, и много везде говорят об этом дне, одни — против него, доказывая, что он новый и недавний и теперь только введенный, и другие — за него, утверждая, что он древний и давний...»
Значит ли это, что декабрьская датировка Рождества официально появилась только в четвёртом веке!
Официально, да, но чуть дальше в своих письменах тот же Златоуст свидетельствует, о том, что практика празднования Рождества Христова от 25 декабря была издавна распространена от малоазиатской родины Апостола Павла до Испании:
«…разве этот день не был хорошо известен и не отмечался с древних времен от Тарса до Кадиса?»
В своей книге «Творения» Иоанн Златоуст дает следующее объяснение законности декабрьской даты Рождества. Он отталкивается от идеи, что Захария, отец Иоанна Крестителя, был Первосвященником и, соответственно, день, когда ангел сказал ему о рождении сына, был Йом-Киппур.
Праздник в том году припадал на 23 сентября по юлианскому календарю. Через полгода после зачатия Йоханана уже Мириам, мать Иешуа, получила от ангела слово о рождении Сына. Отсчитав от 23 сентября 6 месяцев Иоанн Златоуст увидел, что это получается 25 марта (праздник Благовещенья).
И уже от этой даты, высчитав 9 месяцев, как время продолжительности беременности, пришел к дате 25 декабря.