Указана ли дата Рождества Христова в Новом Завете?
Библия не называет точной даты рождения Иисуса, но приводит точные даты промежуточных событий. Так, когда Мария зачала, прошло уже шесть месяцев с того времени, как Елисавета забеременела Иоанном.
Если бы мы знали, какой был шестой месяц, тогда бы мы узнали, когда Мария зачала. Зная это, мы довольно легко могли бы вычислить, когда она родила, – простым прибавлением девяти месяцев от времени зачатия.
Итак, прежде всего, мы должны узнать, когда зачала Елисавета. Это станет известно, если мы узнаем, когда Захария, ее муж, получил откровение. Евангелист Лука даёт нам подсказку, указывая на священническую чреду, к которой принадлежал Иоанн Креститель:
«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета»Евангелие от Луки 1:5
Согласно 1 Паралипоменон 24:7-19, все священники были поделены на 24 чреды, названных по их именам глав священнических, порядок чред сохранялся вплоть до второго разрушения Храма в 70 году Титом Ливием.
Согласно Талмудической традиции восьмидневного чредования, можно с большой степенью вероятности предположить, что и в Ветхозаветном Храме имела место эта практика. Так, в течение года каждая чреда совершала служение дважды по 8 дней от субботы до субботы, каждую субботу служение совершали две чреды. Священники каждый день менялись и Захарии выпал персональный жребий служения на один из 8 дней, когда служила Авиева чреда.
Второй Иерусалимский Храм был разрушен Титом Ливием в 9-й день 5-го месяца [15 июля] 823 года от основания Рима, в тот же день (9 Ава), что и Первый Храм.
По указаниям Талмуда по Первому Храму в этот день начинала служить 1-я чреда (Авиева чреда 8-я). Отсюда выводят, что около 748 года от основания Рима, когда должно было произойти зачатие Иоанна Крестителя, Авиева чреда служила 1-й раз с 17 по 23 апреля эта дата не согласуется с оптимальным временем проведения переписи, а 2-й раз с 16 по 22 сентября.
Когда Захария сменился, то пошел домой и зачал Иоанна, т.е. выпадает дата 23 сентября. Именно в это время Елисавета, жена Захарии, зачала:
«...и таилась пять месяцев, и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми»Евангелие от Луки 1:24–25
Теперь обратим внимание на то, что в шестом месяце, когда Елисавета носила во чреве Иоанна, Марии также было возвещено о зачатии Сына:
«И сказал ей Ангел (Гавриил): «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус»Евангелие от Луки 1:30–31
«Мария же сказала ангелу: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; ибо у Бога не остается бессильным никакое слово»Евангелие от Луки 1:34–37
Поэтому, если Елизавета, как уже было сказано, зачала в конце сентября, то до момента зачатия Марией с этого месяца следует отсчитать шесть последующих месяцев. Вот эти месяцы: октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Именно на шестой месяц Мария зачала Иисуса от Духа Святого.
Если отсчитать еще девять месяцев: апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, то в последнем месяце мы и отмечаем праздник Рождества.
Апостол Лука, который лично и скрупулёзно исследовал первоисточники и по преданию был одним из 70 учеников, посланных Иисусом Христом на проповедь, должен был знать еврейский календарь и названия как еврейских, так и римских месяцев.
Однако в таком важном вопросе как начало датировки беременности Елизаветы, Лука не пишет ни года, ни месяца, ни даже поры года, и, тем не менее, приводит отсчёт, основанный на этой неведомой дате:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет»Евангелие от Луки 1:26
Такое странное свидетельство объясняется лишь тем, что месяцы беременности Елисаветы совпали с порядком счёта месяцев гражданского Иудейского года, который после Вавилонского пленения стали считать с осеннего месяца Тишри. К тому же именно от него вёлся отсчёт сроков рождения детей, так как считалось, что Бог сотворил Адама именно в месяц Тишри.
Шестой месяц беременности Елизаветы таким образом будет месяцем Нисан (Авив). И, опять же, если прибавить к нему девять месяцев беременности Марии, то месяц родов выпадает месяцем Кислев (декабрь).
порядку чред Первого Храма?
В книге Ездры (6 гл.) написано, что череды начали сужение с месяца Адара (а не с месяца Ава как это по указанию Талмуда, было в Первом Храме):
«И окончен дом сей к третьему дню месяца Адара, в шестой год царствования царя Дария. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью. И принесли при освящении сего дома Божия: сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов в жертву за грех за всего Израиля, по числу колен Израилевых. И поставили священников по отделениям их, и левитов по чередам их на службу Божию в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея»
Здесь ничего не говорится о том, какая череда изначально начала служить с момента восстановления храма. На основании исторических данных известно, что и после разрушения Второго Храма порядок чред сохранялся без изменений. Так фрагмент списка священнических чред с указанием мест их проживания в Галилее был обнаружен на осколках плит при раскопках синагог в районе Кесарии, Аскалона и в Негеве. Осколок с такого рода надписью был обнаружен также в мечети в Йемене.
Таким образом, календарь, разделённый между 24 чредами держался по меньшей мере до 11 века х.э., когда в синагогах ещё сохранялся обычай каждую субботу объявлять какая череда должна служить в Храме в эту неделю. Также, в трактате Мишны «Шабат» возле номера каждой из 24 глав по числу черед, указано имя соответствующей священнической череды.
Эта рукопись, предположительно, отражает обычай, согласно которому каждую субботу принято было читать одну из глав трактата "Шабат", упоминая при этом священническую череду, которая должна была служить в Храме в эту неделю.
Таким образом, поскольку отсчёт по чредам не прерывался с разрушением Второго Храма, то же может быть вполне справедливо по отношению к периоду между Первым и Вторым Храмом.
Однако в таком понимании существует проблема: известно, что некоторые чреды при возобновлении служения Ездрой в месяце Адаре ещё не вернулись из плена, а для некоторых не нашлось родословия.
Об этом свидетельствует Писание:
«И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом»
Выход был найден через жребий, на место отсутствовавших священнических родов жребием назначались священники из других родов [именно так поступили Апостолы и колена Израиля в книге Откровения].
Общее число чред - 24 - должно было остаться неизменным.
«Авиева чреда» сохранилась. Очевидно и то, что она должна была нести служение в определённое ей время.
Вот как описывает эти события древний еврейский текст (Тосефта Таанит, 2:1):
«Четыре череды вышли изъ изгнанiя: Iедаiя, Харимъ, Пашхуръ и Иммеръ. Встали пророки iерусалимскiе и образовали изъ нихъ двадцать четыре череды, и смешали ихъ (жеребья) и положили въ урну. Пришелъ Iедаiя и вынулъ пять, следовательно, вместе съ вимъ стало шесть. Пришелъ Харимъ и вынулъ пять, следовательно, съ нимъ стало шесть. Пришелъ Пашхуръ и вынулъ пять, следовательно, съ нимъ стало шесть. Пришелъ Иммеръ и вынулъ пять, следовательно, съ нимъ стало шесть. Пророки условились съ ними такъ: даже если выйдетъ изъ изгнанiя чреда Iоаривъ, то ни одна изъ новообразованныхъ чредъ не можетъ быть оттҍснена ею, но она сама должна примкнуть къ какой-нибудь изъ этихъ чредъ»
Итак, отсюда видно то что четыре прежних чреды сохранились. Очевидно и то, что они в жребии не участвовали, а их главы вынимали жребии для других чред. Значит, своё место в прежнем годовом круге сохранили по меньшей мере четыре чреды.
Во-вторых: впоследствии из плена возвращались другие священники из чред Первого Храма. Оттеснить новые чреды они не могли, но должны были примкнуть к ним. К какой же чреде они примыкали? Логичней всего полагать, что именно к той чреде, которая заняла их прежнее законное место в богослужебном круге. Имена некоторых старых чред возможно изменились, но Авиева как известно сохранилась как по своему названию, и что наиболее вероятно, по месту в годовом богослужебном календаре.