Связаны ли образы еврейского праздника Хануки с Рождеством Мессии?
Евреи празднуют праздник обновления [Хануку] - каждый год с 25 дня месяца Кислева в течении 8 дней — до 2, 3 дня месяца Тевет.
Этот праздник связан с историческим событием - очищением Храма в 164 году до н.э. от нечистоты, внесённой эллинами, и чудом с однодневным кувшинчиком освящённого масла, которого хватило на освещение Храма в течение всех восьми дней.
Этот праздник, как и многие другие ветхозаветные праздники, является прообразом новозаветных истин и наполнен глубокими смыслом.
Иисус, по пророческому сопоставлению с Храмом, вероятно, был рождён в ночь с 24 на 25 Кислева [что у римлян и соответствует декабрю].
Подобно традиционному светильнику Хануки [ханукии] был зажжён Светильник мира - родился Мессия! Через восемь дней Он был обрезан:
Так «…народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»Евангелие от Матфея 4:16
В эти восемь дней евреи каждый день добавляют по одной горящей свече в ханукальный светильник - всего их девять, одна из них называется — «шамаш» - «служитель».
Символика центральной свечи указывает на Иисуса Христа, восемь - символизируют [помимо дней] - Евангелистов, записавших богодухновенное Писание Нового Завета, будучи зажжены от центральной свечи - Огня Христова - Святого Духа. Эти восемь: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, Иаков, Пётр, Иуда, Павел.
Именно в Хануку, как говорится в Писании, Иисус пришёл в притвор Соломонов и подарил нам великое обетование - Ин.10:22-39.
Переплетение символизма Хануки и Рождества выражается в том, что в 164 году до х.э. произошла великая победа иудеев над эллинами, которые их поработили. В честь этого и празднуется первоначальный смысл Хануки.
А с Рождением Спасителя произошла великая победа единобожия в лице Иисуса Христа над язычеством (пантеонами богов), освобождение от власти греха через приход Господа в мир, который принёс Жертву за грехи каждого из нас. И в этом проявился истинный смысл Хануки!
Была у Иудеев особая заповедь «бикурим», приношения в Храм первых плодов нового урожая. «Бикурим» начинали приносить в Храм в праздник Шавуот [Пятидесятницу], однако в этот период созревание фруктов только начинается, поэтому живущие в нескольких днях пути, говорится в Талмуде, приносили в Храм плоды летнего урожая в праздник Суккот [октябрь].
Употреблялись для «бикурим» только «семь видов плодов, которыми славится Страна Израиля», – это пшеница, ячмень, инжир, виноград, гранаты, маслины [оливковое масло] и финики.
Большая часть этих плодов уже созревает к празднику Суккот [Кущей], но один вид – маслины – поспевает позже, только к Хануке.
Время перед Ханукой – это лучшее время для сбора маслин, причём именно тех, что предназначены для получения масла. После Хануки маслины уже начинают подсыхать, и для получения масла [которое горело и в светильниках] не годятся.
Именно с природной маслиной сравнивается народ Израиля, а с дикой маслиной — язычники, что указывает на символику Христа:
«Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине»Послание к Римлянам 11:24
Иисус Христос пришёл в наш мир тогда, когда обе эти маслины созрели: проблема лишь в том, что природные ветви [иудеи] не дали плодов и были отсечены, а дикие [христиане из язычников] привились на их место.
На Хануку у евреев принято вспоминать заслуги женщин, что символически приводит к заслуге самой благодатной и благословенной между еврейскими жёнами - Девы Марии - родившей и воспитавшей Младенца Иисуса, Мессию Израиля.
На Хануку у еврейских детей принято играть в «севивон» или «дрейдл» - это волчок с еврейскими буквами на каждой его стороне (нун, гимель, хэй, шин), которые являются начальными буквами слов: «Нес гадоль айя шам» (Чудо великое было там).
В Израиле вместо буквы «шин» используют «пе», и фраза выглядит так: «Нес гадоль айя по» (Чудо великое было здесь). Рассказывают, что игра возникла во времена, когда греки запретили евреям изучать Тору и те собирались для её изучения под видом игры в волчок. Есть символическое объяснение данной традиции, указывающее на Христа: неизвестно какая буква выпадет на крутящемся волчке. Можно назвать это игрой случая.
Однако история - это тот жребий, который вытягивает Бог, это Его рука вращает круг мироздания. Вот почему приведены были в действие незримые колёса истории: император Август издал повеление о переписи, благодаря которой Иисусу было суждено родиться в Вифлееме, исполнив слова пророков.
Рождённому в яслях Младенцу не нашлось места в гостинице, но именно этот знак был понятен и близок пастухам, единственным благочестивым людям из тех мест, которые удостоились чести встречать Мессию.
Симеон пришёл в Храм как раз в тот момент, когда маленького Иисуса принесли для совершения законного обряда, тем самым он дождался обещанного Мессию.
Родители Младенца задержались в Вифлееме и не ушли в Галилею, но именно туда Звезда привела волхвов, которые принесли свои дары, стоимости которых могло с лихвой хватить на бегство в Египет и возвращение в Галилею. Столько случайностей - уже не случайно...
А числовое значение (гематрия) букв нун-гимель-хэй-шин равна 358, что равно гематрии слова «Машиах» (Мессия), а также «нахаш» (змей).
Один из символических прообразов Мессии - «медный змей»:
«И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив»Числа 21:8
«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»Евангелие от Иоанна 3:14-15
Распятые на древе считались проклятыми, однако Иисус взяв на Себя грехи мира, приобрёл нам спасение.
В гематрии «севивона» есть и ещё один интересный факт: гематрия слово «Машиах» выпадает только в галуте [в рассеянии], а в Израиле – не совпадает: начиная со времён Апостолов весть об Иисусе Христе Израиль по большей части отверг, а немалая часть галута [насчитывают не один миллион] и язычники приняли. Об этом свидетельствует мистически настроенным взрослым незамысловатый детский волчок.
Праздник Ханука совпадает со временем, когда евреи традиционно читают в Торе главы, повествующие об истории Иосифа, который является прообразом Иисуса Христа: как Иосиф из любви к отцу, Иисус готов принять и простить своих единокровных братьев, которые отвергли его, продали и не узнали при встрече.
Как Иосиф, Иисус, отвергнув все искушения этого мира, пройдя темницу [преисподние места земли], был вознесён и поставлен на высоте власти, приняв к Себе всех без исключения, кто пришёл к Нему с покаянием.
В последний день Хануки евреи читают последний отрывок раздела Торы, посвященного жертвоприношениям глав колен и обновлению жертвенника, начинающийся словами: «Вот обновление (Зот Ханука) жертвенника в день помазания его…». Обрезание Иисуса Христа, Которого также сравнивают с Жертвенником (Евр.13:10) символизировало посвящение Его Господу. От этого Жертвенника все искренние души, уверовавшие во Христа Владыку получают прощение грехов и достохвальный дар спасения, усыновления в Боге!
Еврейские мудрецы говорили, что восьмой день Хануки вобрал в себя все главные черты праздника. Прежде всего — это апогей чуда. Семидневный период как прообраз Недели Творения и План Мировой Истории как бы вбирает в себя всё время.
Но Восьмой день — если он дарован Всевышним — находится над временем. Таким Днём Восьмым с Рождества Христова становится Новый Год, а также с Его Воскресением - День воскресный, - Истинная Суббота, день, в который Иисус победил смерть и ад, дав покой душам нашим.