Официальный служитель нашей церкви совершил определённый грех, но не хочет этого признавать. Должна ли я обличить его во грехе, ведь Библия говорит «начальствующего в народе твоём не злословь»? - Янина
Дорогая Яна, упомянутая Вами фраза является смирённой ответной реакцией апостола Павла в ответ на адресованное ему обличение во грехе злословия.
Данная фраза лишь ограничивает злословие, но не запрещает прямого обличения, - это отчётливо видно из развития конфликта, который произошёл между апостолом Павлом и Первосвященником [Деяния 23:1-5]:
«Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня.
Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам.
Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня.
Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь?
Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь»
Итак, вот что происходит в данном отрывке:
- Павел даёт отчёт о своей жизни, заявляя про свою искренность и невинность [ст. 1];
- Первосвященник Анания неправомерно приказывает бить Павла по устам [ст. 2];
- Павел, обличает Первосвященника, говоря о том, что его приказ «бить его по устам» нарушает «закон» и впоследствии приведёт к Божьему наказанию [ст. 3];
- В своём обличении Павел допускает «поношение», называя одетого в белые одежды Первосвященника «стеной подбеленной» [ст. 4];
- Писание не упоминает реакцию Первосвященника на обличение Павла, но говорит о том, что присутствующие люди в ответ обличили Павла в «поношении Первосвященника» [ст. 5];
- Павел немедленно признал своё нарушение заповеди, записанной в книге Исход 22:28: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».
Таким образом, фраза «начальствующего в народе твоём не злословь» относится именно к грубости Павла, а не к его обличению Первосвященника. Существует большая разница между обличением во грехе и злословием, надеюсь, вы это понимаете!?
Сама же реакция Павла является прекрасным примером того, как должен реагировать на обличение каждый служитель Божий, но об этом я напишу чуть позже…
Прежде всего, давайте согласимся с тем, что в данном размышлении мы называем вещи своими именами. Говоря об обличении служителя в грехе, мы имеем в виду рукоположённого служителя церкви и конкретный сделанный им грех.
Бог отчётливо призывает нас уважать и любить наших наставников и служителей [1 Фес. 5:12-13; Евр. 13:17], однако когда слуга Божий впадает в грех, тот же Святой Бог призывает нас проявить нашу любовь к служителю, обличив его.
Святой Бог одинаково строго относится ко греху каждого из Своих детей, будь то новообращённый, или председатель Союза Церквей. Библия не даёт служителям церкви ни малейших оснований ожидать от Бога преференцированного снисхождения к своим согрешениям и даже наоборот предупреждает их о излишней строгости Бога.
Господь Бог предъявляет к Своим «домостроителям» очень высокие стандарты и требует полного соответствия им [1 Тим. 3:1-7; Титу 1:5-9]:
«Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова…»
Несоответствие этим требованиям дисквалифицирует служителя. В Писании нет ни одного случая, когда бы Святой Бог проявил бездействие по отношению к реальному греху Своих служителей:
- Бог обличил и наказал Моисея за то, что тот незначительно отступил от Божественных указаний и, этим самым, не явил Славы Бога – Числа 20:7-12;
- Бог наказал царя Давида за прелюбодеяние с Вирсавией и убийство её мужа «и было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» – 2 Цар. 11.
- Иисус обличил Петра в приземистости его мышления – Мтф. 16:23.
- В Ветхом Завете Бог ни раз осуждал священников, которые не учили о Боге и отпали от Него [Иер. 2:7-9]. Он называет «изумительным и ужасным», когда Его служители учат лжи и священники «господствуют» над народом - Иер. 5:29-31.
«Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия [закон истины был в устах его], говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона. Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» - Мал. 2:4-10.
Рукоположенный служитель не просто является дитём Небесного Отца, но несёт перед Ним особую ответственность за других людей. Грех в жизни служителя падает пятном на саму церковь, лишает её благословений и подвергает людей опасности «соблазна в законе» и разочарования в вере.
Именно из-за высокой ответственности данного поста, апостол Павел требует рукополагать человека на служение только после прохождения им «испытания» 1 Тим. 3:10 и только в случае его полного соответствия высоким требованиям Бога 1 Тим. 3 гл.. Ответственность пресвитеров церкви настолько высока, что согрешивших пресвитеров Павел требует «обличать публично, чтобы другие страх имели» 1 Тим. 5:19-20.
Апостол Иаков, являясь служителем Божьим, предупреждает своих коллег-учителей Слова Божьего, что они «подвергнутся большему осуждению» Иак. 3:1 по сравнению с рядовыми членами Церкви.
Вот почему обличать служителей не только можно, но и, ради их же блага, нужно.
Важно только отчётливо понимать разницу между обличением и осуждением и, понимая данную разницу, именно обличать, а не осуждать или злословить!
Обличение всегда делается из любви и во благо человека. Оно всегда сфокусировано не на самом человеке, но на конкретном греховном поступке. Обличение всегда основано на Писании и имеет под собой доказательную базу совершенного греха.
Целью такого обличения является исправление человека и его освящение. Именно такое обличение поощряется Богом и приятно Ему [Пр.28:23].
«Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком»
В своём Слове Бог обязывает каждого верующего человека «обличать своего ближнего, и тогда он не понесет за него греха» [Левит 19:17]!
Более того, Бог предупреждает о личной ответственности верующего человека, отказавшегося обличить грешника, несмотря на внутренне побуждение духа [Иезекииля 33:8]:
«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей».
Смирённое, молитвенное обличение очевидного греха служителя является обязанностью каждого верующего человека и искусственная «канонизация» служителей этому, скорее, не помеха, а вызов к проявлению смелости, любви и принципиальности.
Именно так, – обличение служителя в грехе является проявлением «любви и нелицемерной веры» 1 Тим. 1:5.
В зависимости от того, какого рода грех совершил служитель, процедура обличения должна происходить по различным сценариям:
Если служитель церкви совершил против вас определённый грех, Иисус предписал следующую «щадящую» процедуру обличения, сказав [Мтф. 18:15]:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает…».
Согласно требованиям Иисуса, вы должны молитвенно обличить служителя в соделанном против вас грехе «один-на-один».
Если грех не был совершён публично [например, воровство, драка…] и служитель признал перед вами свою вину, вы должны простить служителя [Мтф.18:21-22] и не выносить информацию о произошедшем проступке на публику.
Если грех был сделан в присутствии группы людей [например, клевета, ложь, грубость…], то признание служителя во грехе в любом случае должно будет быть публичным, равно как и прошение прощения: у пострадавшего и перед свидетелями, которым служитель подал повод к соблазну.
Личное обличение с глазу-на-глаз и чистосердечное признание служителя позволят избежать публичных разбирательств и дадут вам возможность выступить перед другими вовлечёнными в конфликт людьми, в качестве свидетеля успешного разрешения, существовавшего по вине служителя конфликта.
Если служитель церкви, к вашему сожалению, отказывается признавать совершенный против вас грех, в данном случае вы обязаны исполнить следующие требования Иисуса [Мтф. 18:15]:
«…если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви…».
В том случае, если грех совершил пресвитер церкви, публичные «обвинения на пресвитера» третьему лицу могут быть заявлены только при наличии неоспоримых доказательств [например, аудио, видео, улики…] или при наличии «двух или трех свидетелей» произошедшего 1 Тим. 5:19.
Устанавливая данное ограничение, Апостол Павел вовсе не пытается усложнить процедуру обличения пресвитера в намеренно соделанном грехе. Скорее, он показывает всю серьезность совершённого им поступка и огромную ответственность обличающего человека.
Если вы каким-то образом стали свидетелем стороннего, не связанного с вами, греха служителя, вы обязаны незамедлительно обличить его во грехе «…и тогда вы не понесете за него греха» [Левит 19:17]!
Именнотак поступил Павел [см. info], обличивший призванного апостола Христова [Гал. 2:11+]:
«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех…»
Info: можно долго мудрствовать о том, был ли данный поступок Павла обличением официального апостола сверхъестественно призванным апостолом. По факту нужно сказать, что апостол Павел не соответствовал требованиям апостолов, предъявленным кандидатам в апостолы [Деяния 1:20-21], - он пришёл к вере уже после смерти Иисуса.
Именно поэтому Павел с постоянством доказывал окружающим своё апостольство [2 Кор.12:11-12] и в то же время сам не считал себя достойным этого титула.
Так в 1 Коринфянам 9:1-2 он пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня…» и в том же послании добавляет «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» - 1 Кор. 15:9.
Говоря, об ожидаемой библейской реакции служителя церкви на обличение во грехе, я не питаю иллюзий и понимаю, что, к сожалению, многие из них так не поступят.
Однажды мне пришлось стать свидетелем ситуации в которой пастор церкви в ответ на объективное обличение во грехе настолько возмутился на своего обличителя, что неосторожно высказал ему голословное пророчество о том, что их следующий разговор состоится только после того, как обличающий брат попросит у него об этом три раза. С точки зрения пастора, это должно было стать для этого брата знамением его неправоты перед пастором.
Причин подобной надменности много, но, пожалуй, самая явная – это отсутствие искренней богобоязненности перед Святым Богом, связанное с собственноручной канонизацией пастора и верой в собственное превосходство над другими верующими.
На самом же деле, призванный Богом «служитель церкви» является, прежде всего, служителем, то есть слугой. Именно об это сказал Иисус, говоря [Лк. 22:25-26]:
«Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий»
«Начальствующий» служитель, который ведёт себя, как «правитель народов» и требует признание его «благодействий» не соответствует требованию Иисуса Христа и подаёт своим отношением плохой пример пастве.
Апостол Пётр откровенно «умоляет» такого служителя занимать свой пост «не для гнусной корысти, но из усердия, не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» 1 Петра 5:1-3.
Пастор, игнорирующий обличение в совершенном грехе, является поводом к соблазну для обличающего [Матф.18:6] и лицемерит [Мтф. 5:23-24]:
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»
Благочестивый богобоязненный служитель Божий осознаёт, что «открытое обличение лучше, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего…» [Притчи 27:5,6] и рассматривает «обличение праведника», как «милость и лучший елей, который не повредит его голове» - Псалом 140:5.
Такой человек должен приложить все старания, чтобы молитвенно и непредвзято расследовать услышанное обличение, покаяться и исправить последствия совершённого греха, а в случае объективного несогласия с выдвинутыми обвинениями, аргументированно оправдать свой поступок.
Поступив таким образом, служитель максимально снизит вероятность соблазнения или разочарования огорчённого верующего.
Также вам может быть интересна статья: Искусство обличения.