Актёры: Рассел Кроу, Эд Харрис, Дженнифер Коннелли, Пол Беттани, Адам Голдберг, Вивьен Кардоне, Джад Хирш, Джош Лукас, Энтони Рэп.
Режиссёр: Рон Ховард
С самого момента своего появления в Принстонском университете Джон Форбс Нэш-младший обратил на себя особое внимание и студентов, и преподавателей. Этот парень был слишком непохож на всех остальных, чем и вызывал повышенный интерес окружающих. Однако в этом интересе было больше раздражения, нежели восхищения. Умников никто не любит. Даже в Принстонском университете, где по идее все были умниками. Но Джон - он был особенный. Этот студент жил настолько в своем собственном мире, что достучаться до него и понять, что и как шевелится у него в голове, было практически невозможно. Разумеется, он не был зубрилой. Гениям это не свойственно. Он даже занятия почти не посещал, считая это пустой тратой времени. Парень просто искал себя, создавая какие-то странные и парадоксальные теории, некоторые из которых были совершенно революционными.
Причем ему было все равно, из чего рождались эти теории и для чего их можно было применить. Внешние обстоятельства являлись просто зацепкой для его ума, который, ухватившись за некую мысль, тут же начинал продуцировать всевозможные идеи и решения. Поэтому Джон занимался совершенно различными науками, а его теории могли относиться как к математике, так и к механизму эффективного знакомства с девушками. Сам Джон механизмы эффективного знакомства на практике не применял. Ему было достаточно теории как таковой...
Успешно защитившись, Джон отправился работать в Массачусетский институт технологий, где занимался дальнейшим развитием своих идей. Его успехи в области математики привлекают к нему интерес государственных организаций, которые, очевидно, связаны с разведкой и военным комплексом. Представителем этих сил становится загадочный Уильям Парчер [Эд Харрис], который предлагает Нэшу принять участие в расшифровке некоего кода. Разведка опасается, что в Советском Союзе создают переносную атомную бомбу, и чтобы выяснить это, нужно расколоть шифры русских. Нэш с головой уходит в работу…
Факты о фильме:
- Рассел Кроу, готовившись к роли, изучал математику. В своём интервью он сказал: "Я поражён как этот парень пережил свою болезнь, ведь всё прошло без лечения."
- Рассел Кроу настолько вжился в свою роль, что его по ночам преследовали ужасные кошмары. Рассел провел много времени на своём ранчо, чтобы совладать с чувствами сумасшедшего человека.
«Благодаря современной науке моему заболеванию есть лечение, и пришло время мне его принять. Я ежедневно благодарю Бога за это. Пусть этот фильм служит вам напоминанием молиться за больных людей».
Преимущества фильма:
- отличная игра актёров;
- ободряющий сюжет для тяжело больных людей.
Недостатки фильма:
- присутствие психологического давления на протяжении второй половины фильма;
- фильм демонстрирует присутствие внутренней борьбы в человеке и предлагает искать выход в самом себе;
- сцены сексуального направления;
- наличие 2-х случаев сквернословия;
- наличие 11-ти восклицаний религиозного содержания.
Биография Джона Форбса Нэша
Фильм в своём большинстве снят по реальным событиям. Джон Форбс Нэш-младший действительно существует, он действительно гений. В 1958 году журнал Fortune объявил Нэша самым выдающимся математиком своего времени. В 1994 году Нэш получил Нобелевскую премию за работы в области экономики. В научном мире говорят, что Нэшу дали Нобелевскую премию за одну из самых простых его работ, потому что многие из теорий Джона на данный момент просто недоступны пониманию. В свое время Альберт Эйнштейн возмутился, когда Нэш начал вносить поправки в теорию относительности: ведь этот человек никогда раньше не занимался физикой! Однако, как утверждал сам Нэш, ему сначала являлись «видения» каких-то идей, доказательства же он находил потом. Один из коллег Нэша сказал: «Если обычные люди исследуют вершину горы, поднимаясь на нее по тропинке, начинающейся у подножья, то Нэш поступает совершенно иначе: он влезает на другую гору и оттуда освещает нужную ему вершину мощным прожектором». Нэш никогда не принадлежал к какой-нибудь школе, он не был ничьим учеником, хотя его окружали величайшие умы столетия - Эйнштейн, Норберт Винер, Джон фон Нойман. Нэш не читал трудов других математиков, он совершал их открытия заново. Он всегда работал в одиночку, причем увлекался самыми различными направлениями математики - теорией игр, геометрией воображаемого пространства, компьютерной архитектурой. Найдя для себя новую нерешенную загадку, он подходил к ней с такой точки зрения, которую другие люди считали наивной и непродуктивной - однако именно это и приводило его к успеху!
Мать Нэша была преподавательницей латыни, отец работал инженером. Несмотря на Депрессию, семья жила обеспеченно. Джон неплохо учился в школе, хотя часто скандалил с учителями - он решал задачи не так, как полагалось, а по-своему. В 1945 году он поступил в университет в Питтсбурге, первый год изучал химию, потом переключился на математику, за два года написал кандидатскую и получил степень бакалавра. В 1947 году 19-летний Нэш приехал в Принстонский университет - центр математической мысли, а через год выдал на-гора докторскую диссертацию на 27 страничках и придумал игру в усложненные крестики-нолики для своих коллег, они играли на шестигранных плитках, коими был вымощен пол.
После защиты докторской Нэша пригласили консультантом в корпорацию Rand Corporation, выполнявшую заказы военного министерства, и преподавателем в Массачусетский институт технологий. На протяжении нескольких лет он совершил ряд важнейших математических открытий, понять и оценить которые смогли лишь несколько великих математиков. По воспоминаниям очевидцев, во время докладов Нэша многие коллеги, которые не успевали следить за ходом его мысли, объявляли, что он порет чушь… Среди студентов Нэша в Массачусетском институте была Алисия Лард, приехавшая из Сальвадора в США изучать физику. Умная Алисия преклонялась перед Нэшем, и ради нее он изменил своей привычке держаться подальше от других людей. В 1957 оду они поженились, а в 1958 году Алисия забеременела.
В начале 1959 года Нэш пришел, как обычно, в институт, держа в руках свежий номер газеты The New York Times, и сказал коллегам, что заметка в левом верхнем углу первой полосы содержит зашифрованное послание жителей иной галактики, расшифровать которое может только он. Коллеги восприняли это заявление как шутку, но официальные лица, получившие от Нэша письма о его контактах с инопланетянами, отреагировали довольно быстро. Весной 1959 года ученый попал в психиатрическую клинику. Поскольку самым модным направлением психиатрии в те годы был фрейдизм, причиной болезни Нэша объявили беременность жены. Но после рождения сына его состояние не улучшилось. Несколько раз он совершал побеги, уезжал в Европу, откуда слал родным странные послания с большим количеством цифр.
В 1963 году Алисия, не выдержав, развелась с Нэшем, и он остался на попечении матери и сестры. Большую часть времени он проводил в психиатрических лечебницах. А тем временем имя Нэша гремело на весь научный мир. «Равновесие Нэша», «программа Нэша», «теорема Нэша-Моузера», «результат Ди Джорджи-Нэша» - идеи Нэша находили применение и в геометрии, и в экономике, и в компьютерных разработках. Новое поколение ученых было убеждено, что Нэш давно скончался, поэтому решение о присуждении ему Нобелевской премии в 1994 году для многих стало неожиданностью. А самым удивительным стало известие о том, что мистер Нэш, оказывается, несколько лет назад стал вполне вменяемым человеком, ведущим совершенно нормальный образ жизни. Он снова сошелся с бывшей женой, ко
тора
я после развода с ним так и не вышла замуж. Время от времени он посещает математические семинары в Принстоне.
В середине 90-х годов журналистка Сильвия Насар, потрясенная историей Нэша, начала писать о нем книгу. Когда в 1998 году ее сочинение «Выдающийся ум» увидело свет, голливудская кинокомпания Imagine Entertainment приобрела у нее права на экранизацию за миллион долларов. Руководители Imagine Рон Хауард и Брайан Грэйзер сразу же увидели «оскаровский» потенциал подобного проекта.
Как, наверное, уже стало понятно, реальная жизнь Джона Нэша довольно заметно отличается от того, что было показано в фильме. «Выдающийся ум» - это действительно не столько кинобиография, сколько фильм-размышление по мотивам биографии, и поэтому авторы картины постарались сгладить многие острые углы этой истории.