21 декабря 2012 года, как дата возможного «конца света», является не более чем искусственно-популяризированным апокалиптическим мифом, преследующим сразу несколько целей, ярко продемонстрированных в данной статье.
Тремя ключевыми целями данного маркетингового хода являются:
1. Обогащение, построенное на панических настроениях людей;
2. Разгрузка, посредством «обнуления» перегруженной негативом психики человека, живущего в технологически-развитом кризисном мире;
3. Скепсис, в результате формирование предвзятого, недоверчивого отношения к апокалиптическим пророчествам, в первую очередь библейским.
Предисловие:
Начиная с 2007-го года, в течение последних 5-ти лет, средства массовой информации начали активно популяризировать идею наступления «конца света» 21 [23] декабря 2012-го года.
В качестве причин наступления катастрофы приводились самые разные сценарии, порой, доходящие до абсурда.
- благодаря разрушительному гравитационному влиянию на Землю «парада планет» [было в 1962, 1982 и 2000] – «галактического выравнивания» и последующего усиления гравитации чёрной дыры «Стрелец A*», находящейся в центре Млечного Пути на расстоянии 30,000 световых лет от Земли;
- в результате серии глобальных катаклизмов, вызванных внутренней нестабильностью Земли;
- из-за бомбардирования Земли потоком комет Облака Оорта, вызванного движением Солнца вокруг центра Млечного Пути;
- вследствие инверсии магнитного поля Земли, в результате сверхмощной солнечной вспышки, эквивалентной взрыву 100 миллиардов атомных бомб;
- из-за сверхсильных магнитных волн различного происхождения, способных полностью уничтожить все электромагнитные устройства и записанные ими данные;
- в результате столкновения Земли с ранее неизвестной Планетой Х, скрывавшейся за Солнцем [ранее предсказывалось на май 2003-его];
- как результат высадки на Землю враждебно-настроенных превосходящих по развитию инопланетных существ;
- как следствие всемирной паники в результате глобального финансового краха, связанного с истечением срока аренды печатного денежного станка Федеральной Резервной системой США, взявшей его в долгосрочную аренду на 99 лет 23 декабря 1913 года;
- как результат сверхъестественных духовных процессов, которые должны погрузить Землю во тьму [в том числе и духовную].
- и т.п..
Все эти причины разными способами популяризировались средствами массовой информации, достигая глобального охвата.
Так телеканал «History Channel» выпустил целый ряд фильмов, посвящённых 21 декабря 2012-го года:
- «Расшифровка прошлого» – «Decoding the Past» [2005 г.],
- «Кончина дней» – «End of Days» [2006 г.],
- «Последние дни Земли» – «Last Days on Earth» [2006 г.],
- «Семь признаков Апокалипсиса» – «Seven Signs of the Apocalypse» [2007 г.]
- «Нострадамус-2012» – «Nostradamus 2012» [2008 г.].
Начиная с 2009-го года канал «Discovery Channel» время от времени транслировал фильм «Апокалипсис-2012» [анг. «2012 Apocalypse»], высказывающий предположения о том, что грядущий коллапс может быть связан с геомагнитными бурями, инверсией магнитного поля Земли, землетрясениями, извержениями мега-вулканов и другими смертоносными неподконтрольными природными явлениями.
Канал «National Geographic» в 2012 году запустил реалити-шоу под названием «Подготовка к концу света» – «Doomsday Preppers», представляющее собой серию документальных фильмов о сурвивалистах [survivalist] – группе людей, готовящих себя пережить Земные катаклизмы и выжить на разрушенной Планете.
В заключительных эпизодах культового сериала «Секретные материалы» [эпизоды «Истина», I и II часть, премьера 19 мая 2002 года] 22 декабря 2012 года упоминается как дата окончательной колонизации Земли инопланетным разумом.
Десятки тысяч книг и статей вышли в свет под заголовками грядущего «апокалипсиса». Самым популярным из которых, пожалуй, стал роман американского писателя Дэна Брауна «Утраченный символ» – «The Lost Symbol» [2009].
Роман описывает тему #2456282.5 на форуме сотрудников «Криптос». Этот номер представляет собой запись юлианской даты для 21 декабря 2012 года.
Ещё одним хорошим примером негативного влияния является Грэм Хэнкок, автор псевдонаучной книги «Следы богов» [Fingerprints of the Gods], интерпретировавший соображения Коу из «Breaking the Maya Code», как доказательства пророчества глобального катаклизма.
Впоследствии, немецкий кинорежиссёр Роланд Эммерих укажет в титрах к своему блокбастеру «2012», что на создание фильма его вдохновила именно книга Хэнкока, об этом же он заявил и в интервью лондонскому журналу «Time Out».
Немалую огласку данной дате придала глобальная сеть интернет, подхватившая популярный тренд СМИ.
Группа учёных на пленарном заседании Тихоокеанского астрономического общества завила о распространении депрессивных, фаталистических и панических настроений в результате массивной интернет-пропаганды «кончины мира».
Интернет-сервис НАСА «Спроси астробиолога» – «Ask an Astrobiologist», открывшийся в 2007 года получил тысячи вопросов. Одним из повторяющихся запросов был вопрос о том, имеет ли смысл убить себя, своих детей и домашних животных, не дожидаясь «конца света».
Французская исследовательская компания «Ипсос» – «Ipsos» опубликовала 1 мая 2012-го года результаты проведённого ею всемирного опроса среди 16 тысяч совершеннолетних респондентов из 21-ой страны мира.
По результатам опроса, каждый 7-ой житель Земли ожидает её кончины в ближайшее время:
20% китайских респондентов,
13% опрошенных в России, Турции, Японии и Корее,
12% жителей США заявили о своей вере в то, что на основании календаря майя «конец света» настанет в 21-го декабря 2012-ого года.
Лидером многочисленных причин неслыханно-массового распространения мифа о «апокалипсисе» 21 декабря 2012-го года, является жажда обогащения:
Мэр Дэсиу Колла бразильского города Сан-Франсиску-ди-Паула [штат Риу-Гранди-ду-Сул] призвал жителей подготовиться к концу света, закупив продукты питания и товары первой необходимости.
Продажи частных подземных бункеров возросли во всех развитых странах; рынки практически всех стран содержат предложения продажи «апокалиптического» спец-пакета для выживания. 2012-ый год стал «золотым» годом для курсов выживания – «Survival Course».
В феврале 2012 года американский автогигант General Motors запустил в эфир США рекламу, в которой группа друзей съезжается на встречу на руинах человеческой цивилизации после апокалипсиса 2012 года.
В то время, как все друзья, имеющие пикап Chevrolet Silverado, добираются до назначенного места, один из друзей, владеющий внедорожником Ford, на встрече так и не появляется.
Среди многообразия маркетинговых ходов самым циничным, пожалуй, является реклама фильма-катастрофы «2012» Роланда Эммериха, вышедшего на экраны в 2009-ом году.
Рекламная кампания фильма циничным образом играла на чувствах потенциальных зрителей, используя методику скрытого маркетинга: в развитых странах в допремьерный период несуществующий «Институт выживания человечества» [Institute for Human Continuity] начал трансляцию телевизионных роликов, призывающих «готовиться к концу света». Было создано несколько соответствующих вэб-сайтов, никак не упоминающих о самом фильме.
Всё это вызвало панические настроения и последующую критику рекламной кампании, сделавшей фильм «2012» самым финансово-успешным фильмом 2009-го года, собравшим в прокате по всему миру около 770 миллионов долларов.
Экономический кризис, захлестнувший мир в 2008-ом году поверг человечество в пучину разочарований, недоверия и потрясений.
Английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милль [англ. John Stuart Mill] ещё в 1868-ом году написал, что объяснение кризисов следует искать в душевных особенностях человека, так как кредит, колебания которого составляют самую характерную черту кризисов, есть явление духовного порядка.
Возродить доверие и оптимизм, вызванный столь глобальным экономическим кризисом, может только более существенный глобальный кризис, угрожающий полным уничтожением существования людей.
«Выживание» после надуманной «катастрофы» способно вселить временный оптимизм любому – так произойдет «микро-обнуление» перегруженной негативом человеческой психики.
Этому же должен поспособствовать и сильнейший информационный повод, способный эффективно отвлечь внимание от насущных негативных проблем.
Одной из скрытых, но не менее важных целей популяризации данного мифа, является формирование предвзятого, недоверчивого отношения к апокалиптическим пророчествам, в первую очередь библейским.
«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого…Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет»
– Евангелие от Матфея 24:36-39, 42.
В результате, получится так, как написано в мудрой народной сказке «Пастух и волки»:
Как-то раз выгнал пастух свое стадо от деревни подальше. Было ему скучно, и решил он позабавиться.
Стал пастух кричать, будто волки напали на овец, и звать односельчан на помощь. Несколько раз крестьяне, заслышав его призыв, прибегали на выручку, а потом возвращались в село осмеянными.
Однажды волки и в самом деле появились в стаде и стали губить овец. Принялся пастух кричать и звать на помощь. Но люди подумали, что это снова шутки пастуха, и никто не сдвинулся с места.
Так и потерял пастух все свое стадо.
«Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий»– Евангелие от Матфея 24:44.