13 марта 2013-го года по результатам 3-го голосования собрания кардиналов, прошедшего во время очередного конклава [лат. conclave – запертая комната], 226-ым главой Римско-Католической Церкви [лат. Ecclesia Catholica Romana] был избран 76-тилетний аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергогльо [Jorge Mario Bergoglio].
Справка:Внеочередное избрание Папы было обусловлено добровольным отказом от служения предыдущим понтификом Бенедиктом XVI-ым.
Об успешном избрании нового понтифика двумя третями голосов собравшихся кардиналов общественность оповестил белый дым, поднявшийся над Сикстинской капеллой в 19:06 по местному времени. Именно такой порядок оповещения был утвержден на Втором Лионском соборе в 1274-ом году.
Избранный глава Святого Престола католической церкви, одновременно стал её верховным иерархом и главой города-государства Ватикан, суверенной территории, где находится его постоянная резиденция.
Справка:Бергольо родился в Буэнос-Айресе 17 декабря 1936 года в семье итальянского эмигранта, железнодорожного рабочего. Младший из пяти детей. Получил диплом химика-технолога.
Учился в семинарии Вилья-Девото в Буэнос-Айресе. Вступил в орден иезуитов 11 марта 1958 года.
Новициат проходил в Чили (гуманитарные науки), затем продолжил своё образование в колледже Святого Иосифа, в Буэнос-Айресе, где получил лиценциат по философии. Преподавал литературу, философию и теологию в трёх католических колледжах Буэнос-Айреса.
Кроме испанского, свободно говорит на итальянском и немецком языках.
В согласии с существующей традицией, избранный Папа взял себе имя Франциск [лат. Franciscu]. Это имя используется в папстве впервые, вследствие чего некоторые СМИ некорректно поспешили огласить Папу Франциском I-ым.
На данный момент официальный Ватикан не комментирует причины избрания такого имени. Тайну приоткрывает одна из первых публикаций Папы Франциска в его Facebook аккаунте, который он, в качестве кардинала, вёл, начиная с 13-го сентября 2008-го года.
Публикация цитирует молитву Святого Франциска Ассизского, основателя ордена францисканцев, призывающего к отказу от роскоши и любви к ближнему:
«Господи, сделай меня орудием Твоего мира.Там, где ненависть, дай мне сеять любовь,
Там, где обида — прощение,
Там, где сомнение — веру,
Там, где отчаяние — надежду,
Там, где тьма — свет,
И там, где печаль — радость».
Франциск стал первым в этом тысячелетии понтификом не из Европы, после сирийского Папы Григория III, правившего с 731-го по 741-ый год и первым понтификом латино-американцем за всю историю папства.
Он также стал первым Папой, принадлежащим ордену Иезуитов, в который он вступил ещё 11-го марта 1958-го года.
Как и подобает настоящему иезуиту, «Отец Хорхе», как его называют на родине, действительно вёл скромный образ жизни, проживал в маленькой квартире, отказался от персонального лимузина и часто передвигался на общественном транспорте.
Во время своего первого обращения в качестве новоизбранного Папы к 150-ти тысячам католиков, которые собрались на площади Петра, чтобы получить первое Папское благословение, Франциск вместо традиционного благословения попросил присутствовавших помолиться о нём самом. Вдобавок к этому, он отказался встать на платформу, возвышающую его над рядом стоящими кардиналами.
Франциск известен своим доктринальным консерватизмом и высказываниями против эвтаназии, абортов, свободного распространения контрацептивов, однополых браков и усыновления детей таковыми, считая последнее проявлением дискриминации к детям.
Бергогльо решительно осуждал аргентинское законодательство, разрешающее однополые браки:
«Не обманывайтесь, – писал он, – речь идёт не о простой политической борьбе, но о разрушительной стратегии, направленной против Божественных устоев.Речь идёт не о простом законопроекте страны, а о коалиции с отцом лжи, который стремится поймать Божьих детей в сети обольщения».
Кем бы ни был Хорхе Марио Бергогльо, впереди его ожидает очень нелёгкий труд. Наследуемая им церковь погрязла в обвинениях в сексуальных грехах священников, обвинениях в коррупции и борьбе за власть в высших эшелонах церковной иерархии.
Вдобавок к этому, Франциску предстоит противостоять современным вызовам, возникающим, прежде всего, внутри самой римско-католической церкви, где, например, несмотря на консервативные взгляды понтифика, 90% американских католиков используют контрацептивы и считают их морально приемлемыми.