Интервью журнала «Твое здоровье» со счастливой мамой семи замечательных детей, являющейся супругой раввина Йонатана Марковича, и, вдобавок, учредительницей киевского учебно-воспитательного объединение «Перлина», включающего в себя приватный детский сад и школу.
Маленькая белокурая девочка с ярко-голубыми глазами бежит по залитому щедрым израильским солнцем дворику. Ее новый друг, соседский мальчишка со сбитыми коленками, целый день катал ее на велосипеде и предложил... пожениться!
«Мама, мамочка, давай я тебе расскажу! Я выхожу замуж».
Мама вытерла руки о фартук и невозмутимо ответила:
«Отличная новость, деточка. Рада за тебя. Только, боюсь, по закону вас не поженят: тебе всего пять лет, а твоему Йонатану — семь. Но, доченька, не расстраивайся, ты изменишь свое намерение еще очень много раз».
Малышка упрямо мотнула головой:
«Я не изменю свое решение!»
Мама оказалась права: через какое-то время семья Инны переехала, и девочка и думать забыла о своем соседе-ухажере.
На дне рождения у дальних родственников к Инне, студентке университета, подошел статный молодой человек: «Инна, помнишь меня? Я твой сосед Йонатан...»
Когда спустя полгода они готовились к собственной свадьбе, Йонатан сказал: «Ты знаешь, пусть у нас будет много детей — целая футбольная команда!»
Инна рассмеялась: «Как Бог даст».
В дверном замке проворачивается ключ, и стая детей моментально высыпает в прихожую: ура, папа пришел! Глядя, как сыновья и дочки виснут на отце, обнимают его и целуют, подставляют макушки под его сильные руки, Инна замирает: «Господи, я - самая счастливая женщина на свете!»
«Вскоре после свадьбы пошли детки, — вспоминает Инна. — Йонатан служил военным, был офицером авиации. Я преподавала в школе английский язык. Жизнь текла своим чередом, мы воспитывали уже пятерых детей.
И вдруг в один из дней [8 лет назад] Йонатан сказал:
«Инна, есть серьезный разговор. Ты знаешь, я хотел бы оставить военное дело и заняться чем-то совершенно новым».
Тут внезапно выяснилось, что известный филантроп господин Лев Леваев ищет человека, способного организовать в Киеве работу мирового культурно-образовательного фонда «Ор Авнер».
«С одной стороны, мы были очень рады. Благотворительность — это как раз то, чем мы хотели бы заняться, к тому же я часто думала о том, как могла бы улучшить учебный процесс детей. И вот она, возможность!
С другой, меня одолевали сомнения: стоит ли срывать детей с насиженного места, ведь двое из них уже ходили в школу, и ехать в незнакомую страну, языка которой я совсем не знаю?
Впрочем, эта славянская страна была нам не совсем чужой. Йонатан родом с Западной Украины, но его семья эмигрировала, когда ему было три годика, поэтому об украинском периоде он, конечно, почти ничего не помнил.
Это потом, когда муж свозил меня в край, где он родился, я была совершенно очарована величественной красотой Карпат и открытой душой гуцулов. А тогда, когда предстояло принимать решение, конечно, колебалась. Но видя, как супруг загорелся идеей создания благотворительной организации в Украине, согласилась. Как-то вдруг почувствовала, что это решение правильное и что Господь не оставит нас».
За годы преподавательской деятельности у меня сложилось ощущение, что в большинстве школ — как израильских, так и украинских — учебный план давно устарел.
Да, дисциплины по компьютерной грамотности, основы экономики ввели, но сам подход остался неизменным вот уже на протяжении нескольких десятилетий!
Мне кажется, основная задача учителя — не забивать голову ученика новыми знаниями под завязку, а научить его Щелкает ключ, добывать необходимую информацию и приобретать полезные навыки.
Вначале, когда мы «пробивали» открытие школы в Киеве, было невероятно тяжело. Но чудо свершилось! И вот уже 8 лет в Киеве работает учебное заведение «Перлина» — мы занимаемся с детками от 2 лет и до 9 класса.
Помимо общих дисциплин, активно сотрудничаем с психологами. Для старшеклассников проводятся семинары по подготовке к семейной жизни, 12-13-летним деткам читаются лекции о правильном обращении с компьютером.
Недавно наши шестиклассники выполняли интересное задание — составляли собственное генеалогическое дерево. Мы сняли на видео рассказы учеников об их семье до этой работы и после.
Обычно ведь как? Все общение сводится к: «Иди борщ кушать!», «Ты уроки сделал?», «Какую сказку тебе на ночь почитать?» и пр..
А тут - возможно, впервые в жизни - дети пообщались со своими бабушками и дедушками на равных.
«Представляете, когда началась война, в семье моей бабушки была всего одна пара обуви — на троих детей! И корову у них немцы забрали, а шоколад бабушка впервые попробовала уже студенткой! А потом бабушка рассказала мне, как она влюбилась в дедушку - и он пригласил ее в уличный кинотеатр. Фильмы тогда были черно-белые, но все равно им было весело!», — взахлеб делились впечатлениями наши ученики.
Мне кажется, развивать в детях связь со своими корнями, закладывать основы культуры, религии не менее важно, чем умение решать дробные уравнения.
Некоторые дети приходят к нам, отучившись несколько классов в обычной школе. Поначалу им кажется невероятным, что можно прийти в кабинет к директору и сказать: «Вы знаете, сегодня завтрак в столовой показался мне невкусным. Что мы можем сделать, чтобы улучшить питание?» Но именно так, в диалоге, мы развиваем в детях умение находить компромисс, сопереживать.
Работа в школе отнимает у меня много времени. А хочется ведь и дома всем уделить внимание, приготовить вкусный обед. Но я научилась удерживать равновесие. С одной стороны, у каждого из детей в нашей семье есть обязанности по дому - они сами выбирают, что им больше нравится: мыть посуду или, например, убирать комнату.
С другой стороны, я понимаю, что ребенку в первую очередь нужна счастливая, здоровая, наполненная позитивом мама. Да, вкусный обед - это немаловажно.
Но если я устала, лучше не приготовлю один день десерт - без него уюта в доме меньше не станет. Мы всегда стараемся договариваться с детьми.
Даже грудничку можно сказать: «Тихонько, маленький, не плачь, через две минуты мама подойдет» — и он понимает! Старшим мы стараемся давать свободу выбора. Например, Ариэль, наш старший сын, в 12 лет решил, что дальше хочет учиться в Израиле. Это был его выбор — и мы его поддержали.
Зато в этом году он досрочно сдал все экзамены - чтобы подольше побыть с нами на каникулах! Но если речь идет о каких-то принципиальных вещах, дети знают: спорить с родителями бесполезно. Например, у нас в семье не смотрят телевизор. Вообще. Мы покупаем детям DVD с передачами о природе, истории, развивающие фильмы, добрые мультики - они смотрят все это с удовольствием.
Конечно, дети есть дети - бывает, что они не слушаются, проказничают. Недавно вот младшие сыновья решили устроить день мыльных пузырей и вылили в тазик весь шампунь.
«Ну что ж, мальчики, — сказала я им. — Эта баночка шампуня стоит 20 грн. Мы могли бы за эти деньги купить большой красивый мяч, который вы давно хотели. Или каждый из вас мог бы покататься в парке на аттракционе. Но теперь мы не сможем ни купить мяч, ни пойти на карусели - нам придется покупать новый шампунь».
Когда вот так, по-взрослому, с ними разговариваешь, совершенно не возникает необходимости повышать голос или как-то наказывать.
Кстати, мы с мужем никогда не делаем детям замечания публично. Тихонько отзываем ребенка в сторонку: «Как ты думаешь, ты хорошо поступил, когда отобрал сейчас у брата книжку? Что нужно сделать?»
И, чрезвычайно важно, мы можем осуждать проступок, но ни в коем случае не ребенка. Да, ты поступил некрасиво, но все равно ты замечательный и самый лучший в мире!
Я часто говорю детям: «Я благодарю Бога за то, что ты у меня родился!»
Конечно, воспитание детей — большая ответственность. У нас их семеро, и все они очень разные, к каждому нужен свой подход. Вы же не посадите на одной грядке кактусы, пионы и фиалки — разным цветкам нужна разная почва, свой режим полива. Так и здесь: ребенка нужно мягко направлять, при этом не ломая.
Знаете, есть такое выражение: «В создании ребенка участвуют три партнера - мама и папа дают ему тело, а Бог - душу».
Так вот, я советуюсь с нашим «главным партнером» по всем вопросам, особенно когда дело касается воспитания детей. Не всегда ведь знаешь, как правильно поступить в той или иной ситуации. Тогда я молюсь и прошу, чтобы Господь меня вразумил.
Мы стараемся быть друзьями для своих ребят, разговариваем по душам, не скупимся на похвалы. При этом всегда остается понимание того, что они — дети, а мы - взрослые. Это как в бизнесе: если руководитель будет «своим в доску» с подчиненными, дела не будет.
Раз в неделю, по субботам, все члены нашей семьи отключают телефоны. Мы накрываем красивый стол. К нам приходят в гости друзья из самых разных уголков мира - из Америки, Шри-Ланки, России, Украины. Мы говорим о культуре, философии, вере, особенностях быта. Эго такие, казалось бы, теоретические, необязательные вещи — но если не прилагать специальных усилий, не создавать эту атмосферу, жизнь так и будет проходить в бесконечной суете и заботах.
Древние евреи называли жену «мой дом». И это верно: атмосферу в доме создает именно женщина. Иногда меня спрашивают: «Как вы решились на семерых детей, ведь в наше время нужно столько денег, чтобы их вырастить?»
Я отвечаю: «Скажите, пожалуйста, когда у вас родился ребенок, вы обеднели? А когда на свет появился второй — неужели тогда вы стали беднее?»
Собеседник удивляется: «Нет, конечно!»
Тогда я советую всем сомневающимся: родите еще хотя бы одного ребеночка! Гарантирую - ваша жизнь станет только лучше! Не случайно наши мудрецы учат, что семья должна состоять из отца и матери, ибо влияние каждого из них на детей разное.
Мой муж, мечтая о большой семье, вовсе не имел в виду, что я одна буду разбираться с возникающими задачами, а он устранится. Да и я не представляю, как справилась бы со всем этим сама! Когда он возвращается с работы, все семейные вопросы, а в них недостатка нет, мы решаем вместе.
На мой взгляд, семейная жизнь - самое важное из того, что нужно человеку для счастья, но она требует от каждого большого труда, взаимного доверия и желания пойти навстречу друг другу.
Бывает, молоденькие девушки говорят: «Вот, выйду замуж, погрязну в кастрюлях, пеленках...»
«Подумайте об этом с другой стороны! - парирую я. — Да, будут и пеленки, и кастрюли — от этого никуда не деться! Но я имею честь строить мир семерых человек! Я — мама, первый человек в жизни своих детей, на меня они ориентируются, у меня учатся строить отношения и верить в себя. Я очень рада, что мне удается создать в доме такую атмосферу, куда мой муж и мои дети будут возвращаться с радостью. И такая возможность - создать свой рай на земле — есть у каждой женщины!»