Дорогие друзья!
Только что я вернулся с просмотра фильма Гибсона "Страсти Христовы" и хотел бы поделиться с вами своим мнением об увиденном. Надеюсь, вам будет это интересно. Я смотрел этот фильм и как еврей, и как психиатр - вместе со мной в зале находились еще около 30 евреев. Решение посмотреть картину, чтобы судить о ней не по чужим отзывам, было вызвано той беспрецедентной шумихой в прессе, которая с самого начала сопровождала творение Гибсона, и не утихающими спорами: следует ли считать "Страсти" проявлением антисемитизма или правы те, кто утверждают, что ничего подобного в фильме и в помине нет? Могу сказать, что фильм - самое спорное и провокационное зрелище, которое я когда-либо видел.
По единодушному мнению собравшихся в зале (включая вашего покорного слугу), те журналисты, критики и священнослужители, которые полагают, будто фильм "мягок" по отношению к евреям, должно быть, видели другую его версию, а не ту, что идет сейчас в кинотеатрах. Клянусь, я старался настроить себя непредвзято и надеялся на лучшее, однако с сожалением заявляю: фильм Гибсона - самая серьезная потенциальная угроза для нормальных взаимоотношений евреев с остальным миром из тех, с которыми я сталкивался в своей жизни.
В фильме скандально нарушаются практически все указания Ватикана о каноническом понимании и изложении страстей Христовых, а евреи и их духовные лидеры ясно и недвусмысленно изображены как подстрекатели, предавшие Христа. По Гибсону, лидеры еврейской общины, поддерживаемые "широкими народными массами", изо всех сил пытаются оказать давление на Понтия Пилата и убедить его не просто казнить Иисуса, но подвергнуть его жестоким пыткам, которые должны стать необходимой и обязательной частью его исторической миссии мученика. Вина евреев в распятии Христа не вызывает у зрителей сомнений - обвинения, высказанные прямым текстом, не оставляют простора для "мягких" двусмысленных толкований в пользу обвиняемых. Как зритель я испытывал весьма негативные чувства по отношению к евреям, призывающим римлян со свойственным им садизмом, своими руками сотворить пророка, нарушающего нормы иудейской религии, объявляя себя мессией.
Многие из вас знают, что уже несколько лет я читаю лекции о том, как в Голливуде изображают психиатров. Я начал интересоваться этой темой потому, что считаю сегодняшний кинематограф главным инструментом влияния на общественное мнение, ведь большинство число людей получает информацию о психиатрах преимущественно из фильмов. В случае с фильмом Гибсона можно сказать - не исключено, что Библия до сих пор остается "самой читаемой книгой в мире", однако широкая публика узнает что-то новое о Христе скорее из фильмов, чем из Библии. Фильм - способ получения информации и, подобно сценам библейской истории, изображаемым на витражах средневековых соборов, может считаться "просветителем масс".
Еще важнее, что "власть кино" весьма специфична - являясь мощным средством психологического воздействия, она особенно сильна в "бессознательном". Факты, реальность подчас имеют гораздо меньшее значение, чем эмоциональное ощущение, этой реальностью вызванное. Еще долго после того, как сюжетная канва повествования исчезнет из памяти, эмоциональное "послевкусие" остается, откладываясь в бессознательном, которое значительно важнее для формирования мнения, чем рациональные аргументы и исторические факты - об этом ясно свидетельствует мой профессиональный опыт.
Вот почему фильм Гибсона "Страсти" представляет такую опасность для евреев. Чувства, которые вызывают евреи в изображении Гибсона, ужасны, они - действительно ЗЛО. Сатана, перемещающийся в толпе евреев, истерично требующих распять Иисуса, создает в воображении зрителя сильнейшую и устойчивую связь: евреи - зло, порождения Дьявола. Их зловещая роль в истории страданий Иисуса передается всем арсеналом средств, доступных кинематографу: сюжетом, музыкой, операторской работой, выражением лиц иудейских священников. Когда в конце фильма землетрясением будет разрушен еврейский Храм, а первосвященник будет в ужасе наблюдать за катастрофой, даже у самых наивных не останется никаких сомнений - случившееся есть божественное наказание евреям за содеянное ими страшное злодеяние. Господь сильно разгневан на евреев - вот "послание" фильма Гибсона.
Помните, это не просто исторический фильм, это повествование о христианском Боге. Не будет метафорой назвать этот фильм современным Евангелием. И пусть "Страсти" не вполне корректно передают содержание Евангелия от Иоанна, на котором якобы основаны. Это неважно, потому что у этого фильма более высокий статус, чем у канонического текста, - если не на сознательном, то уж точно на "коллективно-бессознательном" уровне.
Даже рациональный, образованный, исторически подкованный посетитель кинотеатра наверняка покинет зал с крайне негативным представлением о евреях. Это произошло со мной! Не вступая в дискуссии о Мэле Гибсоне, его отце, его осознанных и бессознательных намерениях, просто рассматривая фильм безотносительно к его создателю, я могу сказать, что всерьез обеспокоен.
Монстр антисемитизма - древний зверь. В лучшем случае он впал в спячку, но он далеко не мертв. Последние события в мире показывают, что этот зверь пробуждается ото сна, особенно там, за океаном. До настоящего момента он почти не трогал Америку, но я всерьез боюсь того, что фильм Гибсона разбудит этого зверя в США и заставит рассвирепеть зверя заморского. Предание о страстях Христовых было одним из главных катализаторов проявлений темной стороны человеческой натуры на протяжении почти полутора тысяч лет, вечным провокатором антисемитизма даже в наиболее просвещенные периоды в истории человечества (например, во времена Золотого века в истории Испании).
Этот фильм обладает способностью проникать в толщу подсознательного, он оставляет достаточно сильное впечатление, привкус, чувство, которое может, пройдя по капле через фильтр религиозных чувств человека, стать закваской для чрезвычайно опасного зелья.
Кто-то может сказать: Сегодня человек слишком просвещен, чтобы стать жертвой подобного рода чувств, слишком образован, слишком воспитан и рационален. Моим ответом на это будет: "такой оптимизм не может не радовать, он успокаивает, но он отражает достаточно наивный взгляд на человеческую психологию". Психология человека такова, что он не способен учиться на уроках, преподанных ему Холокостом (которого, по мнению Гибсона-страшего, не было вовсе, так что для него это уроком не является), Руандой, 11 сентября, преследованием геев, Ирландией, Ближним Востоком и всем длинным и печальным рядом других современных проявлений темной стороны человеческой натуры, вышедшей из-под контроля. Все это зачастую вершится руками людей образованных, просвещенных, верующих в Бога.
По моему мнению, фильм должен посмотреть каждый еврей: не просто отдать деньги Гибсону, но разглядеть в нем то самое нечто, что может пробудить спящего зверя. Мы должны знать, с чем нам предстоит столкнуться, и, уверяю, особой радости это открытие вам не доставит. Кроме того, нам необходимо иметь представление о некоторых исторических фактах, знать, как противоречат Евангелия от различных авторов друг другу и как они искажены в фильме, а также ознакомиться с более прогрессивными воззрениями современной католической церкви. Нам необходимо попытаться укрепить сознательность христиан, побудить их к прочтению фильма на уровне разума, что является единственным способом нейтрализовать то бессознательное, но полное ненависти к евреям впечатление, которое он оставляет после себя.
Если я, "законченный еврей", могу выйти из зала после просмотра фильма с чувством ненависти к изображенным в нем евреям, насколько более сильное воздействие он может произвести на христианина? Путем дискуссий о фильме между евреями и христианами (причем между теми, кто видел его лично, а не знаком с ним опосредованно через обзоры и рецензии, которые, наподобие опубликованного в Newsweek, призваны охранять гражданское спокойствие) можно надеяться сохранить сон страшного зверя - пока он однажды не умрет навсегда.
Перевод с английского К.Тище
нко и В.Рахманчука.