Однажды Шопенгауэр сказал, что процесс принятия «истины всегда проходит три стадии: сначала над ней смеются, затем ей жестко возражают, и только потом истину принимают как очевидную».
Обратите внимание, что и то и другое и третье является проявлением гордости.
Насмешки, издёвки, колкие унижения - это первая абсолютно неконструктивная плотская реакция не «по сути истины», а просто «ни о чём», а-ля: «Как вообще можно быть уверенным в какой-то истине на 100%?» или «Неужели ты думаешь, что тебе открыто то, что не открыто нам!?» или «Да кто ты такой, чтобы учить нас этим вещам!?» или «Тоже мне, Лютер нашёлся…».
Именно так до сих пор мыслит в отношении христианских верований в очевидно-еврейского Мессию временно ослеплённый еврейский народ [2 Кор.3:14].
За заблуждениями человека всегда стоит стремление сохранить свой имидж в глазах других людей. Общественное положение и восприятие человека другими людьми может пострадать [Ин.3:1-2; 9:22], если он признает своё заблуждение в существующей истине.
Эгоистичная суть человека проявляется в отвержении простого и очевидного смысла сказанной истины и в попытке обнаружить в ней скрытый смысл, найти исключения её применения, придумать причины, почему её не стоит принимать, а-ля, «Истина – это никогда не звезда, а всегда созвездие и тут всё зависит от того, как на неё посмотреть» или «Я знаю, по крайней мере, один пример, где эта истина не сработала…» - пусть даже это пример до боли банален и даже несколько абсурден.
Истина не может быть опровергнута исключениями из правил; её может опровергнуть только другая, - более весомая истина.
Именно противостоя такому плотскому стремлению сохранить свою репутацию в обмен на отвержение истины, Павел пишет, что у Божьего посланника не должно быть ни «заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства… и угождать он должен не человекам, но Богу» [1 Фес. 2-3].
Признание того, что чужое мнение является истинным, всегда является актом смирения. С другой стороны фразы, а-ля «Я “всегда” это знал…» или «Приведите мне хотя бы одну другую причину, почему нам стоит думать иначе…» иллюзорно снимают с бывшего оппонента чувство признания чьей-то неправоты и собственной неполноценности.
Эгоизм, в таком случае, обычно не позволяет человеку публично признать своё заблуждение грехом и попросить за них прощения у «пострадавших» и обделённых ложным учением людей.
«Истина всегда проходит три стадии: сначала над ней смеются, затем ей жестко возражают, и только потом истину принимают как очевидную», - Артур Шопенгауэр [1788-1860], немецкий философ, автор «метафизического анализа воли» человека и исследователь «человеческой мотивации и желания».