Однажды в военное время солдаты обратили внимание на одного из товарищей, который постоянно всех сторонился и не принимал участия ни в шутках, ни в солдатских играх, а иногда, пользуясь затишьем на фронте, уходил в соседний лес. На расспросы товарищей отвечал, что он удаляется в лес для уединенного молитвенного общения с Богом. Об этом стало известно командованию, и солдат был отдан под суд, подозреваемый в тайных встречах с неприятелем.
Хотя обвиняемый категорически отрицал возводимое на него подозрение и утверждал, что он удалялся в лес исключительно для уединенного молитвенного общения с Богом, он, тем не менее, был приговорен к смертной казни.
Для приведения в исполнение судебного постановления требовалось утверждение главнокомандующего частями, которому принадлежал осужденный солдат, куда и была препровождена судебная процедура.
Прежде чем подписать, главнокомандующий, просматривая дело, приказал доставить к нему осужденного солдата, а когда тот прибыл, главнокомандующий был удивлен глубоким спокойствием осужденного.
- Почему же ты не читал свои молитвы среди товарищей, а тайком уходил для этого в лес? - спросил главнокомандующий.
- Я уходил в лес не для того, чтобы читать молитвы, а для молитвенного общения с Богом, чего среди товарищей достичь было невозможно.
- А каким образом ты достигал этого, уединяясь в лесу? Можешь ли ты продемонстрировать здесь твое общение с Богом?
Солдат немедленно опустился на колени, и из уст его стали изливаться слова благодарения Богу, восхваляющие Его величие, и прошение о прощении тех, которые по неведению творят неугодное Богу и о даровании ему сил с радостью принять все, что ему предстоит. Это не были слова заученной молитвы, это было излияние души, преданной Богу, это было живое общение возрожденной души со своим Творцом. Такие слова привели присутствующих в необыкновенное умиление, и, когда солдат поднялся, лицо его было преображено и выражало радость; тогда главнокомандующий сказал:
- Человек, который так молится, не может быть изменником или предателем, а потому он не заслуживает смерти, - он тут же разорвал бумаги, освободил солдата из-под стражи и приказал освобожденному оставаться в его ставке, выразив ему во всем полное доверие.
В данном случае оправдалось мудрое изречение:
«Позволь мне слышать тебя, когда ты молишься, и я скажу тебе кто ты есть».