Антирелигиозная деятельность советского государства в 40-80-х годах, атеистическая пропаганда, ликвидация церквей, изменение статуса монастырей в музеи [например, Киево-Печерская Лавра] не только сократили количество верующих, но и исказили религиозное сознание и поведение значительной части оставшихся. К такому выводу пришел в результате изучения архивных и статистических материалов историк Петр Бондарчук, чьи выводы публикует «Украинский исторический журнал».
Самыми распространенными отклонениями от христианских канонов были:
- чрезмерное, гипертрофированное почитание святых в ущерб Богопочтению. Известны случаи, когда верующие называли святых богами и молились исключительно им.
- «специализация» святых, когда за определенным святым в народе закреплялась определенная функция (спасение от конкретных болезней, покровительство в какой-либо сфере).
- иконопоклонение вместо иконопочитания, когда молящиеся обращались именно к иконе, а не к образу. Верующие часто уделяли больше внимания чудотворным иконам и игнорировали «простые».
- превращение икон в обереги. Иконы часто вывешивали над дверями, у входа с целью «отвадить нечисть».
- вера в чудеса. Время от времени возникали стихийное поклонение “целебным” источникам и тому подобное, даже если священники пытались убедить верующих в обратном.
- согласно опросам конца 80-х годов, почти треть верующих не молились дома.
- многие церковные обряды заметно упрощались и выполнялись либо как дань семейным традициям, или с целью «уберечь от болезней и порчи».
То есть, с точки зрения церкви такие люди, даже если и называли себя христианами, ими не были, поскольку их поведение не отвечало канонам веры, и было ближе к язычеству и магическим культам, отмечает ученый.