65-летний выходец из Харькова Алексей Северинский эмигрировал в США в 1978 году. К тому времени у ученого уже было два диплома - Харьковского института радиоэлектроники и Московского института высокоточных измерений в радиоэлектронике и физике, а в кармане - всего 800 долларов.
Учитывая общенациональную тенденцию конца 70-х годов о строительстве экономичных двигателей и использовании альтернативных источников энергии, молодой ученый-физик потратил два десятка лет на создание концепции "гибридного" автомобильного двигателя, который состоял бы из электромотора и бензинового двигателя и позволил бы более чем в два раза экономить топливо.
В 1994 году Северинский запатентовал свое изобретение - "высоковольтную систему передачи электроэнергии". И долгое время обивал пороги автоконцернов с предложением наладить выпуск гибридов, но везде получал отказ.
Наконец в конце 90-х пришла мода на "сверхэкономичные" автомобили: нефть на мировых рынках подорожала, к тому же во многих странах национальное законодательство начало регламентировать уровень выброса газа СО2. И, по словам самого Северинского, компания "Тойота" вспомнила о нем.
"Это ключевое изобретение в гибридных автомобилях, которое делает их коммерчески конкурентными по сравнению с обыкновенными. "Тойота" через 10 лет после моего изобретения поняла, что без него нельзя сделать коммерческие авто", - рассказал Северинский одной из радиостанций.
"Тойота" использовала изобретение ученого, не имея на то разрешения. Во втором поколении моделей Prius компания поставила высоковольтную систему Северинского. Эти автомобили начали пользоваться бешеным спросом: всего в мире их продано уже более 3-х миллионов.
Ученый, который к началу двухтысячных смог создать компанию по разработке автомобильных новшеств - "PAICE", подал в суд на японских автопроизводителей и выиграл суд у "Тойоты": тогда речь шла о нарушении его прав как изобретателя технологий, использовавшихся при производстве предыдущих версий моделей Toyota Prius, Lexus RX400h и гибридных вариантов "Тойота Highlander".
Компания Северинского тогда получила почти 4,3 миллиона долларов. Суд обязал ответчика выплачивать по 25 долларов за каждый проданный автомобиль. Судебная тяжба продолжилась. Она длилась 6 лет, и во вторник 20 июля 2010 года, за несколько часов до заседания суда, представители компании Тойота решили пойти на мировое соглашение и согласились с требованиями Северинского.
Теперь ежемесячные отчисления в пользу изобретателя составят 1,2 миллиона долларов, или по 98 долларов с каждого выпущенного автомобиля Toyota Prius.
p.s. Запатентованные технологии украинского изобретателя также используются в "гибридных" автомобилях марки "Форд" и "Ниссан".