В Чистый четверг (Страстная неделя) в России в широкий прокат вышла нашумевшая картина Мела Гибсона "Страсти Христовы". Снять эту картину актер и режиссер Мел Гибсон мечтал много лет.
Мел Гибсон (режиссер): "Я стремился создать подлинное произведение искусства - фильм, который переживет свое время и побудит самых разных зрителей к серьезным размышлениям. Я очень надеюсь, что этот рассказ о смелости и жертвенности подтолкнет людей к терпимости, любви и прощению. В современном мире этих качеств очень не хватает".
Гибсон начал изучать Евангелие и события, связанные с последним днем жизни Христа, 12 лет назад, когда переживал духовный кризис, заставивший его пересмотреть свою веру и, в частности, начать размышлять о природе страдания, боли, прощения и искупления. Гибсон понял, что у него есть уникальная возможность приложить свой талант к тому, что его действительно волнует. Он решил использовать всю мощь современного кино - операторские возможности, мастерство художников и талант актеров - для того, чтобы рассказать о страстях Христовых.
При написании сценария Гибсон и Бенедикт Фицджералд строго придерживались своего главного источника - текстов четырех Евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Но Гибсон знал, что вступает на неисследованную художественную территорию, в царство, где встречаются искусство, история и личная вера.
Мел Гибсон (режиссер): "Когда берешь всем известную историю, по поводу которой уже существует так много сложившихся мнений и предрассудков, остается только одно - быть максимально верным этой истории и постараться по-своему творчески ее изложить. Именно это я и пытался сделать. Я хотел передать и колоссальность жертвы, и ее ужас. Но я также хотел, чтобы в фильме были моменты подлинно лиричные и красивые и чтобы в нем постоянно ощущалась любовь, потому что, в конечном счете, это история о вере, надежде и любви. По-моему, это величайшая история, которую может рассказать человек".
Гибсон попросил оператора Калеба Дешанела стилизовать фильм под картины итальянского живописца Караваджо, чьи картины построены на резком контрасте света и тени.
Мел Гибсон (режиссер): "По-моему, его творения прекрасны. Они жестоки, мрачны, духовны, в них есть нечто прихотливо-странное".
Сорок процентов фильма было снято на натуре ночью или в помещении с использованием специальных фильтров, чтобы добиться эффекта света, силой прокладывающего себе путь из темноты. Исторически точные костюмы были изготовлены вручную по эскизам художника Маурицио Милленотти ("Гамлет", "Как важно быть серьезным", "Малена") в караваджиевских тонах: коричневом, черном и бежевом.
С самого начала Гибсон знал, что самым важным будет найти актера, способного максимально воплотить и человечность, и духовную силу Иисуса Христа. Гибсон искал актера, который сумел бы полностью раствориться в роли, и чья личность не разрушила бы реализм, к которому он стремился. Поиски привели Гибсона к Джеймсу Кэвизелу, в котором он увидел редкую способность передать сущность любви и сострадания, не прибегая к словам. Предложение Гибсона испугало, но в то же время воодушевило актера, которому только что исполнилось 33 года, как и Христу в фильме. Католик Кэвизел обратился за вдохновением к своей вере, он молился, чтобы глубже понять характер, слова и страдания Христа.
Джеймс Кэвизел (актер): "Никто до этого не показывал Иисуса таким образом, и, я думаю, Мел рассказывает правду. Мел не изображал жестокость ради жестокости. Мне кажется, реализм фильма может шокировать некоторых зрителей, но именно благодаря ему картина получилась такой сильной".
Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения - он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог засыпать. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским - он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актер был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить - его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами. Несколько раз врачи констатировали у него переохлаждение. К этому списку травм можно добавить легочную инфекцию, вывих плеча, многочисленные порезы и раны.
Джеймс Кэвизел (актер): "Но если бы я не прошел через все это, страдание на экране никогда не было бы подлинным, поэтому я должен был через это пройти".
Майя Моргенштерн (актриса, исполнительница роли Марии): "Я поняла, что суть ее характера в том, что она преодолевает боль и страдание и превращает их в любовь. По-моему, нет страшнее боли, чем видеть раны своего сына, чем потерять свое дитя, как Мария. Но все, что она может сделать - это продолжать любить, верить и сострадать. Именно это я хотела передать на экране".
Моника Беллуччи (актриса, исполнительница роли Марии Магдалины): "Я хотела сыграть Марию Магдалину, потому что она так человечна. Когда Иисус спасает ее, он заставляет ее понять, что и она как человек бесценна. Для меня она - женщина, которая познает себя и обнаруживает, что она лучше, чем о себе думала".
Итальянская актриса Розалинда Челентано (дочь Адриано Челентано) играет в фильме Сатану, который показан как фигура, способная принимать много обличий, и распространять страх и сомнения. У актрисы выбрили брови, чтобы ее взгляд казался гипнотизирующим, и снимали ее в замедленной съемке, чтобы придать ее движениям неестественность. Ее реплики переозвучил актер-мужчина, чтобы добиться еще большей фантасмагоричности.
Мел Гибсон (режиссер): "Зло маняще, привлекательно. Сатана выглядит добрым, почти нормальным, но не совсем. Таким я пытался показать дьявола в фильме. Именно в этом суть зла: взять что-то доброе и немного его извратить".